471 погонный метр проезжей части и комфортного тротуара, ставшие продолжением Комсомольского проспекта, соединили улицу Федорова и набережную Ивана Кайдалова, расположенную на правом берегу Саймы. Кроме того, концессионер – группа компаний «Сибпромстрой» – привел в порядок старую дамбу, обеспечив горожанам еще один удобный проход из восточной части Сургута в любимый парк «За Саймой», а также обустроил дополнительную парковку для его гостей. Для чего это было сделано и почему именно в рамках концессионного соглашения, рассказали глава Сургута Андрей Филатов и соучредитель ГК «Сибпромстрой» Николай Сторожук.
По знакомому пути
Одна из крупнейших строительных компаний региона – ГК «Сибпромстрой» – возводит не только жилье, школы, детсады и православные храмы. Дороги тоже умеет строить. Правда, делает это только в случае крайней необходимости. Как, например, десять лет назад, когда Сургут ожидал Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла для освящения храмового комплекса св. Георгия Победоносца, Сибпромстроем же и построенного.
Вот только попасть на территорию нового объекта руководителю РПЦ и всем прихожанам было бы очень проблематично. Дороги к нему не было, как и средств в городском бюджете на ее строительство. Строители решили довести дело до конца, подарив Сургуту и его жителям не только храм, но и дорогу к нему. Сегодня это участок Университетской улицы.
Спустя несколько лет ситуация повторилась. Отчасти. В 2022 году застройщик ввел в эксплуатацию ЖК «На Сайме». Расположенный практически в центре Сургута, в парковой зоне, жилой комплекс вызвал настоящий ажиотаж у сургутян. Новоселье на носу, но проезда и подхода к нему не было. Застройщик обратился в мэрию с заявкой на строительство дороги (создание объектов инженерной инфраструктуры – обязанность городских властей. – Прим. ред.), но дело рисковало лечь в долгий ящик. В бюджете на ближайшие три года средств на это строительство не было. Потому стороны решили закрыть вопрос заключением концессионного соглашения с привлечением инфраструктурного кредита от Сбербанка.
Вынужденная мера
– Мы не ставили цель на этом (строительстве дороги) заработать. Нам было необходимо создать комфортные условия для наших новоселов ЖК «За Саймой», – рассказал Николай Сторожук. – С одной стороны этот ЖК граничит с прекрасным парком, а с другой – было болото. Проезда к новостройке не было. Мы обратились в администрацию с запросом на строительство дороги, но в трехлетнем бюджете средств на это не оказалось. Пришлось с помощью банка запустить процесс концессии.
В результате дорога обойдется городу несколько дороже, нежели бы ее строили с использованием традиционных методов финансирования – через аукцион. Но зато жители существующего и только застраиваемых микрорайонов в восточной части Сургута получили новый инфраструктурный объект здесь и сейчас.
– Мы стараемся очень аккуратно использовать этот инструмент – концессию. Прибегаем к ней лишь в том случае, когда новый и емкий по финансам объект необходим уже сегодня, – пояснил глава Сургута Андрей Филатов. – К тому же этот механизм из-за снижения единовременной финансовой нагрузки на бюджет позволяет создавать параллельно несколько объектов.
Жизнь покажет
Сейчас город приводит в порядок весь Комсомольский проспект. Дорожники в рамках капитального ремонта уже начали реконструкцию начала улицы, третья часть дороги будет отремонтирована в рамках муниципальной программы по устранению колейности.
– В этом году практически вся улица будет приведена в нормативное состояние, – добавил Андрей Филатов.
Строить новые дороги в долг – с использованием механизма концессионного соглашения – город пока не намерен. По крайней мере до тех пор, пока у Сургута не будет утвержден новый генплан, над которым сейчас трудятся чиновники администрации и подрядные организации. Глава Сургута рассчитывает, что новый стратегически важный для города документ после обсуждения с сургутянами будет принят в следующем году. Тогда и станет окончательно понятно, какие именно дороги и где нам нужно построить. И, соответственно, начнется поиск идей – где взять на них деньги.
Не исключено, что придется прибегнуть к концессии, хотя обе стороны этой идеей особо не горят.
– Было бы лучше, чтобы каждый занимался своим делом. Дорожники строили бы дороги, а мы возводили жилые дома, – считает Николай Сторожук. – Но если у администрации не будет возможности выполнять свои функции по строительству инженерных сетей к нашим объектам, то мы готовы продолжить партнерство.
Первое в Югре концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации автомобильной дороги было заключено в феврале прошлого года. Доступной для автомобилистов и пешеходов трасса стала уже этой зимой. Кроме собственно укладки дорожного полотна, были реконструированы инженерные сети: связи, электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, построена ливневая канализация, установлены светофоры, дорожные знаки и остановочные павильоны. Автобусные маршруты планируют запустить в течение месяца