В последнее время развитие туризма стало одним из экономических трендов большинства регионов России. Вписано это направление и в долгосрочную Стратегию развития города Сургута до 2050 года. Туристическая сфера – одна из тех отраслей экономики, которые дают импульс развития многим другим секторам предпринимательства, способствует привлечению инвестиций на территорию. О том, как реализуется в Сургуте план по привлечению туристов в наш северный край, корреспондент «СТ» побеседовала с заместителем главы города Артемом Кириленко.
Ради чего ехать в Сургут
– Артем Михайлович, туризм – понятие объемное, включающие множество видов. Какие именно планируем развивать в Сургуте?
– Вы совершенно правы, туризм – это многогранное понятие. Мы, например, никогда не сможем конкурировать с какими-то южными регионами нашей страны, с отдыхом на море. Ханты-Мансийский автономный округ и, в частности Сургут, чтобы привлекать туристов, должны развивать свои направления. И их, поверьте, немало.
Уже достаточно давно развивается деловой туризм. К нам в Сургут приезжает в деловые командировки из других регионов, из других стран очень много людей. Статистика впечатляющая. И этот поток постоянно увеличивается. Естественно, они могут в свободное время посещать наши культурные и спортивные мероприятия, которые широко представлены. Только в 2023 году прошло больше 120 крупных городских событий. Это наши традиционные «Мангазейский ход», «Соцветие», Сабантуй, День города и много-много других. Летний филармонический сезон привлек много зрителей. Наши фестивали искусств «Зеленый шум», «Шестидесятая параллель» гремят на уровне всей страны. Есть у нас, хоть не так много, исторические объекты. Это усадьба купца Галактиона Клепикова, «Старый Сургут», дом Фармана Салманова, которые тоже имеют свою ценность в туристическом плане.
– Это наши традиционные городские события, а что есть из новенького?
– Из нового – два года подряд у нас проводились Всероссийские соревнования по самолетному спорту. Это почти уникальный опыт для России. Только несколько городов в России могут себе такое позволить. У нас два года подряд проходил чемпионат мира по бильярду. Наш Ледовый дворец спорта приспособлен для принятия этапов всероссийских соревнований. При участии компании «Газпром трансгаз Сургут» проходят этапы всероссийских соревнований по волейболу и по футзалу. Все это тоже привлекает туристов.
– Традиционно Сургут привыкли воспринимать как город большой нефти и большой энергетики. Этим мы интересны туристам из других регионов?
– Да, можно говорить и про промышленный туризм, так как мы все-таки индустриальный город. Это отдельный сектор туризма, который активно сейчас развивается в стране. Наши крупные промышленные предприятия, в том числе из сферы энергетики, по заявкам могут принимать небольшие экскурсионные группы. В настоящий момент мы работаем над тем, чтобы этот перечень расширить, включить в него другие градообразующие предприятия.
Туризм для лечения
– В последние годы много говорилось о развитии медицинского туризма…
– Это направление активно развивается. Но, наверное, незаметно для большинства обывателей. Все, кто приезжает в Сургут из других регионов и других стран, посещая наши медицинские учреждения, подтверждают, что у нас имеется уникальный опыт, а квалификация врачей и уровень оборудования значительно лучше, чем во многих лечебных заведениях нашей страны. Ведется статистика по туристам, которые приезжают из дальнего зарубежья, в частности: из стран Африки приезжают, из Китая и Индии для того, чтобы получить лечение в наших учреждениях здравоохранения.
Потенциал здесь большой. Мы в этом году проводили рабочее совещание для того, чтобы скоординироваться с главврачами, приглашали туроператоров и другие заинтересованные стороны, чтобы выработать совместные мероприятия, способствующие развитию этого рынка.
Конечно, необходимо, чтобы какую-то роль в этом секторе сыграло и предпринимательство. Потому что наши лечебные заведения государственные, региональные очень хорошо лечат, но продвигать свои услуги на рынок на уровне коммерческих организаций не могут. Идея заключается в том, чтобы создать интересные туристические пакеты, которые туроператор может продавать в другие регионы, это будет готовый инструмент для привлечения туристов, привлечения денег в экономику нашего города.
Вместе с соседями
– Есть ли планы по созданию туристических продуктов в партнерстве с нашими соседями? Все-таки недавно пять муниципалитетов вошли в единую агломерацию.
– Безусловно, если говорить о каких-то природных выездах, то это Сургутский район, Нефтеюганский район – ближайшие наши соседи, на территории которых есть много хороших, качественных баз отдыха. Это и возможность посещения стойбищ ханты, что тоже вызывает немалый интерес. Большое внимание привлекает фестиваль оленеводов в деревне Русскинская, Барсова гора сейчас активно развивается. Правительство округа на своем сайте презентует туристические маршруты, которые как раз проходят по территории наших нескольких муниципальных образований. Таких маршрутов сформировано несколько, и по ним идет совместная работа.
Все, что интересно для приезжих из других регионов, актуально и для нашего внутреннего туриста в ХМАО. Наши соседи из ближайших муниципалитетов приезжают к нам на выходные в торговые центры и совмещают это с культурной программой, с посещением мест общепита. Это тоже туризм.
Работа уже ведется
– В Стратегии указана дата начала реализации флагманского проекта по развитию сферы туризма – 2027 год. Но такие проекты не стартуют с места, нужна предварительная подготовка, которая не всегда видна. Что делается в настоящее время?
– Туризм требует четкого межведомственного взаимодействия. Потому что, если брать по отдельности, все неплохо работает: отдельно работает ИКЦ «Старый Сургут», работают музеи, гостиницы, кафе, рестораны. А вот для того, чтобы это увязать вместе и предоставить туристу как полноценный продукт, который можно посещать, надо всех собрать в кучу, договориться, упаковать. А это очень много разных субъектов экономической деятельности, регионального бизнеса. И нам, как представителям муниципального управления, нужно показать, что есть перспективы, есть синергетический эффект этой деятельности. И предложить это потенциальным туристам.
Некоторые шаги могут показаться малозначительными, но все они так или иначе повышают привлекательность нашего города в глазах приезжих. И, кстати, горожан тоже. Если жителю есть куда сходить в городе, на что посмотреть, город автоматически становится интересен и туристу. И здесь много мелких штришков, которые это позволяют сделать. Например, совместно с 2ГИС мы сделали слой на карте города, где указаны интересные туристические места. Сформировано пять таких маршрутов: можно открыть карту, получить информацию, как, например, провести выходные, что посетить.
– Чтобы принимать гостей, их нужно где-то селить, кормить. Как у нас с этим сейчас обстоят дела? Какова ситуация с гостиницами?
– Сейчас у нас в городе 58 гостиниц – начиная с хостелов и заканчивая звездочными. Когда в городе проходят крупные мероприятия всероссийского уровня, все гостиницы уровня «четыре звезды» заняты. Нам не хватает гостиниц именно высокого уровня. В Сургуте нет ни одной пятизвездочной гостиницы, а запрос такой периодически возникает.
– Всероссийские форумы и выставки случаются несколько раз в год. Наверное, бизнесу неинтересно вкладываться в строительство и содержание такого отеля. Как мотивировать?
– Представители гостиничного бизнеса на встречах говорят о том, что в рабочий сезон с сентября по май у них загрузка хорошая, они нормально зарабатывают. А в летние месяцы идет спад туристического потока, и они кто-то на нуле, кто-то работает в убыток. Здесь чем можно помочь? Более грамотно распределить крупные мероприятия, которые могут привлекать приезжих в течение года. Возможно, часть перенести на летний период, это помогло бы гостиницам с загрузкой.
– А что с общепитом? Есть где накормить приезжающих?
– По объектам общественного питания у нас ситуация неплохая. Есть такое понятие – нормативная обеспеченность местами общепита на тысячу человек населения. Так вот мы ее превышаем на 46 процентов. Можно поспорить насчет их разнообразия, но этот рынок достаточно подвижен: какие-то кафе и рестораны закрываются, не выдержав конкуренции, какие-то открываются им взамен. И с точки зрения нас, жителей, и с точки зрения потенциальных туристов в Сургуте много мест, где можно вкусно поесть. На любые предпочтения и кошелек.
Бизнес готов вкладывать
– Насколько туристическая отрасль привлекательна для инвесторов? Видна ли заинтересованность со стороны бизнес-сообщества в развитии этой сферы?
– Да, интерес есть. По понятным причина практически не было инвесторов ни по каким направлениям в 2022-м году, но в 2023-м бизнес адаптировался к ситуации, опять желающие появились. У предпринимателей есть желание что-то реализовывать. Сейчас в разной стадии проработки у нас находятся два проекта по созданию оздоровительных центров, бассейнов с термальными источниками. Один примерно, как в Тюмени, может быть, чуть попроще. Есть у предпринимателей желание зайти с таким проектом. И другие инвесторы планируют построить термальный комплекс в среднем ценовом диапазоне.
Также по паркам культуры и отдыха – тоже два инвестора у нас в настоящий момент прорабатывают проекты и, надеюсь, зайдут на реализацию. Планируется создание, благоустройство парков: создать там коммерческую наполненность, установить аттракционы.
Работы много ведется. Самое главное, чтобы она вся доходила до конечного результата. И тогда наш город станет еще более привлекателен для туристов. И нашим жителям в нем будет комфортно жить.