Красота вокруг
– Евгения, вы долго собирали гербарий для будущих картин?– Больше двух лет. Я постепенно готовила полотна и даже прятала их. От себя, чтобы не было соблазна кому-то показать. И от коллег, чтобы добиться эффекта неожиданности при открытии экспозиции.
– Растения искали целенаправленно или по наитию?
– Мы с семьей целенаправленно ездили в отпуска с прессом. Сбор растений был как работа. Ставилась цель – посетить определенную локацию и найти там некие образцы. И, кстати, были моменты удивления. Там, где я выросла, раньше не встречался кермек, а теперь выросли сиреневые поля, издали напоминающие лавандовые.
– В каких регионах собирали растения?
– В путешествиях по Ставропольскому краю, Кабардино-Балкарии, Уралу, Зауралью и Югре. Во время поездок в Сочи и Москву. И, конечно, во время прогулок по Сургуту.
– А как осуществлялся выбор того, что нужно? Ведь на любой лужайке десятки растений.
– Конечно, я не просто собирала все что вижу. Стояла задача – сделать некий срез растительности, характерной для определенной местности.
– Любовь к растениям – увлечение с детства?
– Я выросла на юге. И будучи ребенком, любила собирать букеты. Даже первая работа была связана с этим – составляла подарочные композиции из трав на школьные праздники. Причем не типичные, как букет астр, а с добавлением стеблей малины, веточек укропа, разных трав. Конечно, интересовалась и названиями. Когда собирала растения для выставки «ЕВГЕНИИВСИБИРИ», то все наименования проверяла, чтобы не ошибиться. Даже у знакомых трав.
– Вы не просто для себя сверяли названия, но и для посетителей выставки сделали аннотации к каждой работе с фотографиями и описанием растений. Вспоминаются гербарии, которые собирали для школьных уроков.
– Хотелось, чтобы зрители смогли не только увидеть высушенный лист на полотне, но и могли больше узнать о том, с какого растения он был взят.
– Художники-флористы считают, что растения – это инструмент, чтобы «нарисовать» сюжет на полотне. Пейзаж из листьев березы, тигр из тополиного пуха. У вас же – растения как они есть.
– Да, я столкнулась с тем, когда художники советовали: «Женя, составляй из растений композицию». Но мне не хотелось, чтобы люди видели только сюжет, не замечая самих растений. Моя цель – не создать из цветов композицию, а показать, что есть такие травы и они красивы сами по себе. Что природа прекрасна и разнообразна. Не всегда надо усложнять, иногда нужна простота.
Пакет с пакетами
– На выставке представлен не только цикл «Гербарика», но и работы из других коллекций.– Мое любимое направление творчества – экология. Это и растения, и «мусорное искусство», живопись на пакетах в том числе.
– Как возник цикл с пакетами?
– Случайно. Ночью я рисовала, и понадобился холст. Как это бывает, ничего подходящего под рукой не оказалось. Но тут вспомнила про пакет с пакетами и подумала: «Почему бы и нет?». Так появилась первая картина на необычном холсте. Потом еще и еще. На коллективной выставке, где этот цикл был впервые представлен, получила приятный резонанс. Люди целенаправленно приходили с вопросом: «А где тут пакеты?». Это было неожиданно.
– Кажется, на пакетах рисовать не так-то просто?
– Да. Поверхность скользкая, и ее надо дезинфицировать. Краски не всегда ровно ложатся и могут поплыть. На один пакет может уйти целый день, а то и дольше. Но результат того стоит.
– Этот цикл был представлен на международном фестивале «Спасти и сохранить»…
– ... И я была там единственным участником с пакетами. Там были представители разных городов и стран, журналисты и экологи. И некоторые были шокированы этими пакетами – как бы странно это ни звучало. Люди удивлялись, что пакеты можно не просто выкидывать, но и превращать в объект искусства.
– Кроме пакетов, есть у вас в коллекции и не менее необычные носители.
– Форточки? Очередная случайная находка. Буквально. Гуляя на улице, увидела несколько таких форточек, и моментально родилась идея, как их можно использовать.
– Как холст?
– И как материал для иллюстрации тезиса о необходимости заботы об экологии. Чтобы наглядно показать, какой вред природе может наносить человек. Форточка как окно в мир природы. Где на заднем плане девственная чистота лесов, лугов и полей, а на переднем – кучи мусора и остатков человеческой жизнедеятельности. И, мне кажется, передать эту идею получилось.
Для души
– Из экспозиции выбивается третий представленный тут цикл – пейзажи. Казалось бы, в них нет ни природных материалов, ни проблем экологии.– Этот цикл как демонстрация любви художника к окружающему миру. Например, «пакет с пакетами» – всегда некая борьба с материалом, когда пытаешься превратить в искусство то, что изначально для этого не предназначено. «Гербарика» – поиск и систематизация природных материалов. Серия концептуальных пейзажей – отдушина.
– То есть это способ отдохнуть?
– Можно и так сказать. Поэтому в этих картинах, как правило, спокойные сюжеты. Для созерцания.
– У этой серии есть какая-то история?
– Из каждого путешествия мы привозим множество фотографий. И зимой, когда душа тоскует по теплым дням, я достаю снимки, и они вдохновляют на творчество. Даже посетителями эти работы воспринимаются как «теплые». Возможно, еще и потому, что пишу их в выходные, когда нет необходимости куда-то спешить.
– Некоторые холсты нетипичной круглой формы. Почему?
– Для меня круг – символ бесконечности. Люди рождаются и умирают. А природа бесконечно остается такой-то же прекрасной.
– Какие планы на будущее?
– Планирую продолжать серию «Гербарика», но в целом идей много. Например, хочу попробовать научиться работать со смолой. Но не просто в роли заливки для растений, как это часто бывает, а чтобы придать своим работам долговечности. Есть мысль попробовать вышивать на пакетах. Не все могу реализовать сейчас, но со временем, думаю, это станет возможно.