Сегодня в нефтяной отрасли существуют шесть уровней сложности бурения многоствольных скважин по международной классификации TAML. Их выбор зависит от требований к герметичности стволов и их соединений в зависимости от геологических условий. В ООО «РН-Юганскнефтегаз» впервые выполнили реконструкцию скважины методом зарезки бокового ствола с применением технологии TAML четвертого уровня сложности. При таком строении скважины основной и боковой ствол обсажены и зацементированы. Зачем это нужно и что от этого выигрывает предприятие – в нашем материале.
– Применение технологии TAML позволяет увеличить добычу скважины путем вовлечения в работу неразрабатываемых запасов нефти с помощью пробуренного бокового ствола, при этом основной ствол продолжает свою работу. Таким образом, необходимость бурения более дорогой новой уплотняющей скважины отсутствует. За счет снижения затрат получается хороший экономический эффект, – прокомментировал начальник отдела планирования и мониторинга бурения ГС и ЗБС Владимир Демьянов.
Изначально потребность восстановления скважин по технологии TAML-4 с сохранением работоспособности основного ствола возникает на участках, где бурение новых скважин низкорентабельно. Для вовлечения в разработку новых запасов нефтяниками было принято решение протестировать реконструкцию скважины по системе многоствольного заканчивания. Были подобраны наиболее подходящие скважины-кандидаты и проработана техническая возможность реализации опытно-промышленных испытаний. Подрядчиком по заканчиванию скважин была оперативно изготовлена конструкция для спуска и совместно с техническими специалистами ООО «РН-Юганскнефтегаз» проведено сопровождение работ по заканчиванию.
– Сложность бурения по данной технологии заключается: в необходимости качественной консервации основного ствола; в использовании оборудования для вырезки «окна» с последующим его извлечением из скважины; в применении модернизированной подвески хвостовика с последующим его разбуриванием без негативного влияния на герметичность стволов, – объяснил главный специалист сектора ЗБС отдела технологий бурения скважин управления технологий и инжиниринга бурения ООО «РН-Юганскнефтегаз» Адам Нальгиев.
Так как пласт, в который пробурен боковой ствол, является низкопроницаемым, проведено три операции ГРП с общей массой пропанта 190 тонн, выполнена гидропескоструйная перфорация каждого интервала. После освоения и вывода на режим скважину запустили с дебитом нефти более 50 тонн в сутки. Это на 10 тонн в сутки больше запланированного показателя. Результат подтверждает высокую эффективность проведения ЗБС по данной технологии. Сейчас на предприятии ведется подготовка к проведению реконструкции следующей скважины методом зарезки бокового ствола по технологии TAML с проведением четырех стадий ГРП.
TAML эффективна на месторождениях со средне- и низкопроницаемыми пластами, в ООО «РН-Юганскнефтегаз» это, например, Приобское, Приразломное и др. залежи. Нефтяники планируют опробовать технологию при строительстве новых скважин в эксплуатационном бурении. Скважина с многоствольным заканчиваем будет пробурена на Приобском месторождении. Планируется бурение двух стволов с длиной каждого около 1150 метров и проведением по восемь стадий ГРП. По результатам бурения, освоения и запуска скважины будет приниматься решение о продолжении реализации опытно-промышленных испытаний данной технологии.