Этим летом в городе начинается реконструкция железнодорожного вокзала. Здание решено снести полностью – и это окончательный вердикт. Проект, оказывается, уже на стадии реализации. Сначала рабочие построят временный павильон, чтобы пассажирам было где ожидать поезда. После займутся демонтажем самого вокзала. Чиновники говорят, что пользоваться времянкой людям придется около двух лет.
Такого поворота событий сургутяне, мягко говоря, не ожидали. Представители РЖД уверяют: решение взвешенное и соответствует требованиям современности. Городские власти надеются, что получится где-то рядом разместить еще и автовокзал. А люди сожалеют, что Сургут прощается с еще одной яркой чертой своего лица.
Сюрприз
В этой очень длинной истории не запутался разве только тот, кто в нее не погружался. Наверное, уже раза три – при каждом новом главе – жители Сургута дружно выбирали эскиз, макет и другие важные, яркие и не очень детали для нового вокзала. О его судьбе по традиции вспоминали в начале лета – обычно в этот период в городе собирались все ответственные лица, приезжали представители РЖД и окружные чиновники.
Подписывали многочисленные соглашения. СМИ радостно писали, что вот, наконец-то, сургутский вокзал реконструируют, ну или что-то в этом роде. А после история затухала и забывалась до следующего лета.
Но, судя по всему, дело медленно, но продвигалось. В этом году случился сюрприз, которого никто не ожидал. Здание вокзала решили не реконструировать, а сносить. И работы начнутся уже на этой неделе. По крайней мере, об этом журналистам заявил начальник Свердловской железной дороги Олег Энгель.
– Мы приступили к реконструкции вокзала. Сначала провели проектные работы, конкурсные процедуры, подрядная организация у нас выбрана. На днях было проведено рабочее собрание с главой города по началу строительства. С начала июня приступаем к исполнению обязательств, которые давала железная дорога по реконструкции вокзала, – рассказал Олег Энгель.
История не в почете
Как оказалось, это решение представители железной дороги приняли совместно с городскими властями на совещании еще в феврале. Хотя все помнят, что изначально речь шла преимущественно про обновление внешнего облика и начинки здания. Но оказалось, что железнодорожники и чиновники позже решили наследие истории не сохранять, потому что появились современные требования и возможности. Конечно же, их проще и дешевле воплотить на новой площадке.
С этим сложно поспорить. Но сургутяне жалеют, что придется прощаться с еще одним памятником советской архитектуры. Какой-то все-таки он был особенный, этот старый сургутский вокзал: с высокими потолками, под которыми вечно чирикали воробьи, огромными окнами, которые выглядели так, будто их никогда не мыли, многоярусными площадками и островками.
О вокзале уже можно говорить в прошедшем времени. Проект реконструкции на стадии реализации, механизм запущен и на решения не повлиять. Это такая северная особенность – руководствоваться экономическими выгодами, когда решается судьба вот таких уникальностей. Жители такие решения не поддерживают, но разве их мнения спрашивают? Люди говорят: это как сбрить брови с лица и сделать, например, татуаж. Это что-то похожее, но уже не родное.
– Изначально хотели сносить половину здания под реконструкцию, чтобы вторая половина работала, а потом уже сносить оставшуюся часть здания. Но в итоге решили просто отдельно построить временный павильон, как в Пыть-Яхе, и после этого полностью демонтировать старое здание. Сегодня уже размещены торги на приобретение павильона. В июле он поступит на площадку, и в сентябре планируем эту работу завершить, чтобы успеть к новому отопительному сезону, – уточнил начальник Свердловской железной дороги.
Два года потерпеть
Реконструировать вокзал будут в три этапа. Начнут с самого здания, реконструируют береговую платформу, затем построят крытый пешеходный переход к островной платформе и проведут общее благоустройство территории.
– В этом году будем выносить сети: канализацию, отопление, водоснабжение плюс энергетические сети – все, чтобы приступить к дальнейшей реализации проекта. На первом этапе уже решили начать демонтаж багажного отделения, чтобы ускорить сроки строительства, – перечислил Олег Энгель.
Сейчас первым делом рабочие возведут временный ангар. Его построят со стороны северной части платформы. Павильон площадью в 500 квадратных метров сможет вместить в себя 500 посадочных мест, билетные кассы, представителей милиции и медицины, там же будет работать администратор здания. В общем, не разгуляешься, конечно, но представители РЖД уверяют: потерпеть стесненные условия нужно всего два года.
Городские власти надеются, что здесь же неподалеку найдется место еще и для автовокзала – так удобнее для пассажиров. Но и этот проект требует проработки. Замглавы Сургута Артем Кириленко обмолвился этой идеей в интервью журналистам и сразу же предупредил: этот план только в его голове. На практике, скорее всего, о нем не идет и речи.
– Ж/д и автовокзалы – сложная и технически, и с точки зрения безопасности инфраструктура, и, наверное, в едином комплексе это существовать не может. Но если есть возможность где-то разместить автовокзал рядом… Все, что зависит от администрации, мы сделаем, – сказал Артем Кириленко.
Построить здание нового железнодорожного вокзала планируют к 2025 году. Что касается исторического панно, за судьбу которого переживают сургутяне, чиновники обещают его сохранить, правда, пока не определились, в каком виде. Возможно, это будет отдельная экспозиция в рамках благоустройства территории или части элементов смогут вписать в общий облик нового здания, что сомнительно. Вспомните, как это выглядит на вокзале в том же Тобольске.
Поменяет место своей дислокации еще один исторический памятник – первый прибывший на сургутскую землю тепловоз. Ему придется тряхнуть стариной и переехать на другое место рядом с новой постройкой.