Несмотря на то, что «Легенда о Гамлете» (так называется спектакль) – это рассказ о современных людях в современном городе, ценностях, чувствах и страстях, авторы спектакля полностью сохранили основу – шекспировский текст.
Над постановкой работает молодая творческая группа из Москвы под руководством режиссера Сергея Тонышева. Работа стартовала в мае прошлого года, когда Сергей приехал познакомиться с труппой СМДТ. Как говорится, пазл сложился – по словам режиссера, коллектив театра – это профессиональные, многопрофильные актеры, которые жаждут работать. В интервью «Сургутской трибуне» молодой режиссер рассказал, каково это – регулярно начинать работу с чистого листа: в новом коллективе и в новом театре, сложно ли работать над несколькими спектаклями одновременно и чем в культурном плане отличаются Москва и Сургут.
Сергей, расскажите, как работают приглашенные режиссеры в «не родном» театре? Вы по приезде сразу беретесь за постановку? Или дается время на знакомство с труппой?
– Всегда по–разному. В мае я приехал в Сургут на один день – познакомиться с коллективом. Понять, что это за артисты, получится ли наладить контакт. Я не знал, что именно будем ставить. Само собой все выстроилось… Работа в новом театре, над новым спектаклем – это не только про знакомство с очередным театром. Это и про обучение – актеры учатся у меня, а я у них. Подготовительный этап постановки можно осилить и за три дня – нужно, казалось бы, только распределить, кто где стоит и что говорит. Но такая работа будет без души. Для спектакля с душой нужно больше времени – мы рассматриваем каждого персонажа многоаспектно, продумываем, для кого подходит та или иная роль.
Сургутский театр – уникальное место
Как вы оцениваете творческий и профессиональный потенциал труппы Сургутского театра? Не было боязни, что Гамлета в ней не найдется?
– Показательная история случилась. Подошел ко мне как–то актер (не буду называть его имени) и говорит: «Я очень хочу играть в спектакле, не важно кого. Но не Гамлета, конечно». Это своеобразное мышление, это желание работать и играть хоть кого, хоть животное. Главное, быть на сцене. В Сургутском театре очень инициативные актеры! В целом труппа – это многопрофильные профессионалы. Есть артисты драмы и балета, есть поющие, даже небольшой оркестр есть. Уникальное место.
А боязни остаться без Гамлета не испытывал. Если бы не нашлось достойного претендента на эту роль, то я просто подумал бы о другом спектакле. Но в плане актеров у нас все сошлось… Намерение поставить Гамлета у меня было, тем более я с этой пьесой уже очень давно: ставили ее и на учебе, и во время практики. И каждый раз это была новая интерпретация, и фантазия не иссякала. В моей голове и сейчас тысячи способов, как поставить «Гамлета»!
Вы родом из Тюменской области. Для вас сотрудничество с Сургутом, с «почти родиной» откликается чем–то особым в душе?
– Ну, я понимаю, как тут работает культура, какое место в жизни северян занимает театр. Могу только сказать, что Москва и периферия в плане развития культурного пространства – это разные страны. Сургуту и вашему театру нужно брать инициативу в свои руки. И тогда тут может случиться очень яркая и насыщенная творческая жизнь. Это требует, чтобы людям искусства создали комфортную для творчества среду.
Обязательно нужно приглашать специалистов для повышения творческой квалификации, проводить мастер–классы для актеров, благо сейчас в России масса образовательных практик и техник в сфере театрального дела. Чем шире палитра возможностей у актеров, тем точнее они найдут общий язык с любым приглашенным режиссером. И еще надо понимать: никто из спецов сам сюда не поедет. Вам нужно самостоятельно, исходя из своих потребностей и потенциала, приглашать специалистов.
Нужно смотреть спектакль
Вернемся к премьере. Из наших источников узнали, что акцент в декорациях сделан на занавес, звучит уже очень интересно. На слух лично для меня воспринимается так: закроется необычный занавес и каждый зритель останется наедине со своим восприятием… Так почему акцент на занавес? Чем еще обещает удивить сценография?
– Самое время упомянуть художника спектакля Юлиану Лайкову. Режиссер и художник спектакля – это абсолютно равноправные субъекты такого действия, как сочинение спектакля. Возможно, художник в этом даже большую роль играет. На Юлиане – создание декораций, оформление пространства спектакля. Скажу, что акцент на занавес в спектаклях используется не впервые. Технически – это занавес, и он выполняет свои функции. По факту – это пространство и мир той легенды, которую мы представляем. Больше ничего не скажу, нужно смотреть спектакль.
Вы по первому образованию хореограф. Значит ли это, что в драматическом спектакле мы увидим много пластических решений?
– Я не могу так сказать, я не ставлю танцевальные номера. Вообще в каждом спектакле случается по–разному, зависит от материала. Танец для меня – это язык общения. Я ценю невербальное общение и поэтому с удовольствием наблюдаю за людьми. Как человек сидит, жестикулирует, на его мимику смотрю. И превращаю это в художественный образ.
Сейчас вы режиссер одного театра?
– Сотрудничаю с несколькими театрами. Это раньше так было, что получаешь образование, начинаешь работать по специальности, становишься художественным руководителем какого–нибудь театра. Сейчас молодые режиссеры в основном сотрудничают с несколькими театрами. Я пока не хочу оседлости. Например, минувшей осенью я сотрудничал с пятью разными театрами, с четырьмя из них партнерство продолжается по сей день.
Вот вы над «Гамлетом» работаете с мая. Параллельно идет работа еще над несколькими проектами. Насколько это сложно?
– Очень сложно, потому что это все–таки работа с людьми. Но мне так интереснее. Я прихожу домой с репетиций «Гамлета», созваниваюсь в зуме с ребятами, с которыми мы собираемся в апреле выпускать спектакль по Брехту «Сны Бертольда Брехта», и мы что–то сочиняем, репетируем в онлайне. Потом откладываю эту работу, начинаю заниматься Шекспиром. У меня такой способ работать. Когда занимаюсь Брехтом, могу подумать о Шекспире, что–то применить из одного спектакля в другом.
Была ли – а может, есть и сейчас – личность, которая сыграла важную роль в вашей карьере?
– Пожалуй, да. Это мой педагог по режиссуре в Тюменском институте культуры, она же и основала там кафедру театральной режиссуры – Марина Жабровец. Без встречи с ней, боюсь, я бы и не понял, что мне интересен театр и режиссура театра. Занимался бы дальше танцами.
«Было, что мои спектакли не понимали. Но ведь театр – это не развлекательный центр, это работа с культурным контекстом. Чтобы понять, иногда нужно что–то дополнительно почитать, посмотреть, как–то себя сдвинуть с места. Поэтому непонимание – это нормально»
справка «СТ»: Сергей Тонышев – режиссер, хореограф. Выпускник режиссерского факультета ГИТИС (курс С. Женовача), уже зарекомендовал себя успешными премьерами в МХТ им. Чехова, Театре им. Ермоловой, Театре Российской Армии и в других российских театрах