Фигаро и не снилось
Театр начинается с вешалки – фраза неоднозначная. В народе этот афоризм связывают со словами Константина Станиславского о ценности работы тех людей, которые первыми встречают зрителей в театре. Но журналисты «Сургутской трибуны», побывав в производственных цехах Сургутского музыкально-драматического театра, сделали свои выводы.
Новый творческий сезон в СМДТ начнется с премьеры «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Это объемный спектакль с богатой массовкой и большим количеством основных персонажей, которые в течение постановки меняют наряды. Перед портными стоит задача – подготовить порядка 30 костюмов. Сегодня в пошивочном цеху театра трудятся четыре мастера-портных, два закройщика, художник-конструктор и художник-модельер.
Работа над костюмами стартовала в начале года. Эскизы главный художник театра Кристина Данилина утверждала у режиссера спектакля Петра Орлова в феврале. Потом начался поиск подходящих тканей. Ведь если какой-то фактуры не окажется в наличии, то надо будет менять и фасон.
– Бывает, что ты нарисовал эскиз, отправляешься в магазин за тканью, а там нет ничего подходящего. Приходится искать варианты и что-то менять: цветовую палитру или фактуру ткани. Иногда приходится менять и эскиз. Порой я думаю, что было бы лучше сначала поприсутствовать на репетиции, чтобы проникнуться атмосферой, а потом уже начать шить костюмы. Но на разработку и пошив тратится очень много времени, поэтому и подготовка начинается заранее, – рассказывает главный художник театра Кристина Данилина.
Собственно к работе с тканью портные приступили в мае, и сейчас у них очень горячая пора: шить, как и репетировать, приходится весть день и полночи.
– Костюмы многослойные. Например, костюм графа состоит из камзола – верхнего удлиненного пиджака, расшитого золотом, жилета, рубахи, кюлот и лосин по образу исторической эпохи спектакля. Работа над таким костюмом занимает как минимум три недели: закупить ткань, поработать с художником, нарисовать эскиз, потом закройщик подготовит лекала – и только после этого портной приступит к шитью, – рассказывает начальник швейного цеха СМДТ с 18-летним стажем работы в театре Елена Клечкина.
В Сургутском театре спектакли бывают абсолютно разные. Есть и те, в которых задействованы всего два актера. Но в данном случае героев и костюмов много, поэтому каждый портной работает сразу над несколькими. И не как Фигаро, который был слугой всего лишь двух господ. Каждой швее СМДТ надо подготовить по семь-восемь нарядов.
Огромный выбор тканей, фурнитуры, ниток, замочков и молний... Но даже в таком изобилии бывает, что не находится той самой нужной детали. Зато решение находится всегда.
– Мы все люди творческие, и из куска невзрачной ткани иногда можем сделать какой-то эксклюзив. К слову, даже находясь в отпуске, мы нередко заглядываем в текстильные магазины и порой находим какие-то необычные, красивые ткани и фурнитуру, – рассказала Елена Клечкина.
Кадры решают
В этом году основная работа над новым творческим сезоном в театре началась примерно в марте – ближе к финалу предыдущего. Этого времени на подготовку очень мало. Поэтому в планах директора театра – работу над творческим сезоном начинать хотя бы за год.
– В Сургутском музыкально-драматическом театре я служу относительно недавно. В этом году работать над творческим сезоном начали за полгода, но уже сейчас трудимся на перспективу – на 2023 год. Хотелось бы все делать максимально заранее. На подготовку приходится тратить очень много времени. Так, согласовывать визит режиссеров из других городов нужно очень задолго, потому что у них все расписано: они принимают участие в большом количестве проектов. Например, в сентябре в Сургут планируется приезд режиссера – одного из выпускников курса Петра Фоменко. Он будет знакомиться с нашими актерами, чтобы понять, какой спектакль можно поставить с нашей труппой. Этот спектакль появится, скорее всего, даже не в 2023 году, а позже, то есть мы работаем на дальнюю перспективу, – говорит директор Сургутского музыкально-драматического театра Светлана Астраханцева.
Актерский состав – пожалуй, самый важный показатель при выборе репертуарного спектакля для режиссера. Придумать можно многое, но если идеи окажется некому воплощать – труба дело. Идеально, когда желания режиссера, потребности самого театра в части разнообразия репертуара, а также подбор актеров в труппе совпадают.
– Например, «Женитьбу Фигаро» наш театр не ставил никогда. К тому же это комедия, а комедий у нас немного. Ну и так получилось, что в труппе оказались подходящие актеры для ключевых персонажей пьесы. У нас есть и граф, и Фигаро, и его невеста Сюзанна. Мы всегда опираемся на актерские компетенции, стараемся, чтобы актеры были гармоничны со своей ролью, чтобы у них была возможность «выстрелить» в спектакле и завоевать любовь зрителей. Все-таки для артиста очень важно – быть знаменитым. Это стимулирует вкладываться в работу, – объясняет Светлана Астраханцева.
Дорогие гости
Официально творческий сезон в Сургутском музыкально-драматическом стартует девятого сентября. Но театр откроет свои двери для зрителя на неделю раньше. 2 сентября на сцене СМДТ начнутся гастроли московского театра под руководством Александра Калягина ET CETERA. Москвичи дадут в Сургуте три спектакля: «Стакан воды», «В зоне доступа» и «Лодочник».
– У нас для зрителей есть сюрприз. В театре ET CETERА служит актер Иван Косичкин, который свою карьеру начинал в нашем драматическом театре. Он очень волнуется, как и мы все. Встреча с бывшими актерами твоего театра – это очень трепетно. Хотя, я думаю, что бывших актеров, как и бывших членов семьи, не бывает, – делится переживаниями Светлана Астраханцева.
В конце сентября в СМДТ состоится премьера спектакля, работает над которым молодой балетмейстер, хореограф ряда постановок в театрах страны (в частности, в пермском «Театре-Театре»), балетмейстер телевизионных проектов Дмитрий Масленников. Спектакль «Танец с медведем» – это постановка по мотивам мифологии народов Югры. В мае студенты хореографических школ Сургута и артисты балета театра участвовали в творческой лаборатории. Танцоры вместе с Дмитрием Масленниковым собрали большой материал из семейных воспоминаний, он и стал основой пластического спектакля.
– Конечно же, невозможно представить театр под моим руководством без пластического спектакля. И он будет! Не таким затратным финансово, но очень энергоемким. Актерам – в их числе и участники сургутских хореографических школ – пришлось очень, очень много репетировать. И тут тоже есть сюрприз для зрителя: на сцене вы увидите Алишера Хайдарова, который, как и Иван Косичкин, начинал свой творческий путь в нашем театре, а сегодня работает балетмейстером в ЦКиД «Камертон» «Газпром трансгаз Сургут», – уточняет директор СМДТ.
И добавляет: «Начало сезона – сложное для всех время. И организационно, и даже чисто физически. Чем ближе к премьере, тем продолжительнее репетиции актеров. Но пока справляемся. Вся труппа и все службы меня поддерживают. Думаю, что и зрители соскучились по мощным проектам, и всем будет интересно».
Билеты на все спектакли можно приобрести как в кассе, так и на сайте Сургутского театра, в том числе воспользовавшись «Пушкинской картой».