Под руководством Тамары Лычкатой коллектив давал спектакль даже на военном крейсере в Севастополе. О личных творческих поисках и приключениях руководитель драмтеатра рассказывает не так часто.
– Я просто открыла справочник вузов и стала искать гуманитарный, в котором не нужно было бы сдавать иностранный язык. Единственным на всю страну оказался государственный институт культуры.
Так она оказалась на режиссерском отделении Харьковского ГИКа. После его окончания приехала работать и жить в Сургут.
Накочевались
Именно благодаря Тамаре Лычкатой в Сургуте появилось профессиональное актерское сообщество. Изначально она работала директором ЦКиД «Камертон» и руководила курсами актерского мастерства в Сургуте. На Север стали приезжать профессора ГИТИСа и заслуженные артисты России, чтобы обучать местную молодежь. Такие встречи заканчивались рождениями новых спектаклей.
– Первый в истории сургутского театра творческий сезон открылся 4 сентября 2000 года. Это был спектакль «Декамерон» по новеллам Джованни Боккаччо, который поставил профессор из ГИТИСа. Потом были еще встречи.
На протяжении долгих лет у сургутского театра не было своей сцены, и актерам приходилось скитаться по различным ДК. Тем не менее у труппы с помощью как российских, так и зарубежных режиссеров появилось 25 спектаклей. О сургутском театре заговорили на разных уровнях.
К шестому сезону труппа получила шикарный подарок в виде собственного здания. Первым спектаклем на новой сцене стала собственная премьера сургутян – по пьесе Э.Ростана «Сирано де Бержерак» – почти четырехчасовое действо в стихах.
Объединяя ресурсы
Тамара Никифоровна в Сургуте с 1986 года и все так же остается у руля музыкально–драматического театра. Она активно сотрудничает с режиссерами не только России, но и Украины, Литвы, Чехии, Сербии, Франции, Германии, Египта. Всегда приветствует нестандартные креативные решения. «Версия молодых» – главный девиз сургутского актерского коллектива.
Тамара Лычкатая: «Тот небольшой творческий ресурс, который есть у нас в Сургуте, надо объединять. Я счастлива, что нас поддерживают руководители двух учреждений культурно–образовательной сферы, с которыми в минувшем сезоне мы подписали единое соглашение о сотрудничестве. Это Сургутский музыкальный колледж и хореографическая школа №1. С ними сегодня мы готовили юбилейную тематическую программу к 90–летию Югры. Вместе с музыкальным колледжем мы готовим вокалистов для труппы. Часть студентов работают непосредственно с педагогами театра, участвуют в репертуарных концертных программах. Обсуждаются и совместные проекты с сургутской хореографической школой №1. Возможно, мы даже включим преподавателей и воспитанников в пластические спектакли театра. В планах у нас – по такой же схеме взаимодействовать с творческим потенциалом Колледжа русской культуры, там есть театральное направление, которое готовит руководителей самодеятельных театральных коллективов. А это тоже прямая дорога в театр! А еще мы намерены открыть актерское отделение при Сургутском музыкальном колледже. Югре трудно утолить кадровый голод в сфере творческих профессий, и мы ищем выходы из положения».
Деятельность: Основатель и бессменный директор Сургутского музыкально-драматического театра. Режиссер, заслуженный работник культуры России, кандидат педагогических наук, член Союза театральных деятелей России.
«Один из ключевых успехов театра — культурно-образовательный проект «Уроки литературы в театре». Проект, позволяющий реально привить подросткам интерес к театральному искусству, литературе. Однажды научившись читать с интересом, мы уже не потеряем этот навык. Однажды (а в случае с проектом — не единожды) увидев на профессиональной сцене театра настоящий авторский спектакль, по, казалось бы, скучной школьной классике, подросток уже научится различать дорогу к театру. А в нашем проекте этот интерес закрепляется еще и неформальным уроком литературы, который со сцены ведут креативные преподаватели филфака СурГПУ. Этот навык интереса к театру, потребности в театре может закрепиться только благодаря системе. Мы рады, что проект «Уроки литературы в театре» стал частью образовательного процесса в школах, и с 2017 года поддержан не только Сургутом, но и властями Сургутского района. Сверхзадача не только этого проекта, но и деятельности театра вообще – это формирование качества Личности. Именно качество Личности – фундаментальная составляющая качества жизни, о котором все говорят».