22 и 23 апреля у сургутян есть уникальная возможность посетить спектакли театра из Петербурга, которые даже в северной столице увидеть нелегко: их дают в камерных залах при вечном переаншлаге, они – победители престижных театральных фестивалей.
Неформатный. Нестандартный. Нетипичный
Театр ненормативной пластики – так называется независимый профессиональный театр Санкт–Петербурга, созданный выпускником режиссерского курса и аспирантуры петербургского театрального института Романом Кагановичем в 2012 году. Театр давно обладает узнаваемым лицом, вошел в каталог «Лучшие независимые театры России. ХХI век», выпущенный журналом «Театр» – а это, между прочим, одно из ведущих театральных СМИ России.
Сочетание «ненормативная пластика» в названии не должно отталкивать. За ненормативным кроется, скорее, неформатное и нестандартное. Нередко – провокативное. По жанру же спектакли – «драматические с пластическим вмешательством», как их определяет создатель и режиссер театра Роман Каганович.
Спектакли Театра ненормативной пластики принимают сцены Александринского театра, Большого драматического театра им. Товстоногова, театрального центра Союза театральных деятелей РФ «На Страстном» и других. В Александринке Театр ненормативной пластики, можно сказать, прописался на весь текущий творческий сезон: дает здесь спектакли, ставит премьеры… Такова награда за победу в конкурсе независимых театров «7 ярус», который проводит Александринский театр. А конкуренция в этом проекте очень высока, ведь Петербург лидирует в России по числу негосударственных театров.
Сургутяне увидят спектакли режиссера Романа Кагановича – «Сибирь» (16+) по пьесе Феликса Миттерера и «Интервью В.» (18+) по творчеству Александра Вертинского.
В Сургут труппа Театра ненормативной пластики прибывает из Москвы, где своим выступлением закрывает программу Российской национальной театральной премии «Золотая маска» на сцене театра «Современник» (спектакль «Интервью В.» выдвинут на три номинации премии «Золотая маска» – «Режиссер», «Мужская роль», «Спектакль малой формы»).
Спектакли Театра ненормативной пластики не похожи на то, что часто привозят в Сургут: ни на реконструкцию русской классики именитых российских театров, ни, тем более, на коммерческие антрепризные проекты.
– Инициатива пригласить в Сургут Театр ненормативной пластики исходила от Сургутского театра, – поясняет директор СМДТ Светлана Астраханцева. – Вот уже год наш театр переживает процесс перезагрузки. Мы стремимся удивлять зрителя собственными премьерами. Но не только. Нам очень важно продолжить формировать театральное пространство Сургута. И поэтому у нас есть проекты, позволяющие познакомить жителей Югры с лучшими образцами современного театра. В прошлом году это был Театр Наций. Сейчас – Театр ненормативной пластики. Эти гастроли обращены прежде всего к молодежи. Кстати, билеты на спектакль «Сибирь» зрители до 22 лет могут приобрести по «Пушкинской карте». Однако людям зрелого возраста, на мой взгляд, тоже стоит увидеть эти работы, интересные, глубокие и честные.
Что вы знаете о Сибири?
Обе работы Театра ненормативной пластики выполнены в формате моноспектакля, где более часа внимание зрителя удерживает удивительно талантливый актер – Сергей Азеев.
…Любопытно, что здесь, в Западной Сибири, театр представит спектакль «Сибирь», созданный по пьесе… австрийца, современного драматурга Феликса Миттерера. Это спектакль – исповедь. Человек перед смертью оказывается в одиночестве, место его последних дней – приют. Только здесь и сейчас он оценивает свою прожитую жизнь, задает себе и родне самые важные вопросы. Что такое семья? Кто больший друг – человек или собака? Какая Сибирь страшнее – та, которую он пережил, будучи пленным в СССР, или эта – приют для одиноких стариков в благополучной Германии? Спектакль является своего рода отрезвляющим средством, возвращающим нас из мира иллюзий в реальность, где можно начать все с нуля. Вопрос в том, cможем ли мы?
«Есть ощущение колоссальной и, главное, результативной работы, проделанной Сергеем Азеевым: в его герое дают о себе знать и попытка исследования природы человека, и желание актера высказаться лично. И есть в этом спектакле что–то не сугубо театральное, некие «живые» шероховатости, которые позволяют забыть, что перед нами актер, который играет роль. Они помогают избежать автоматизма, демонстрации актерской техники, добавляют жизни, дают понять, что эта история — обычное и ужасное дело», – написал о спектакле рецензент «Петербургского театрального журнала».
Вертинский без «клюквы»
В последнее время интерес многих деятелей российского театра и кино прикован к фигуре Александра Вертинского, легендарной личности артиста, композитора, поэта. Сложилось уже традиционное прочтение трагедии Вертинского. Кокаин и богемное окружение, образ Пьеро и обязательные романсы с грассированием… Вертинский в подаче режиссера Кагановича открывается с другой стороны. Основой моноспектакля «Интервью В.» стала книга «Дорогой длинною», в которой собраны стихи, письма и воспоминания Вертинского. «Интервью В.» – неожиданный формат спектакля о Вертинском, предельное обнажение души, отрывки воспоминаний, из которых постепенно складывается в единое целое жизнь артиста с раннего детства и эмиграции до возвращения на Родину.
– Мемуары Вертинского, изданные при советской власти, вызвали у меня очень противоречивые чувства. Очень много нестыковок в его отношении к возвращению после эмиграции, отношениях с властью, размышлениях и тоске о родине по сравнению с более откровенными письмами к жене. И я решил более подробно изучить и, может быть, раскрыть не его творчество (песни), а именно мотивации для эмиграции и возвращения через 25 лет. Попробовали представить, что он чувствовал, принимая важнейшие решения в жизни, – говорит режиссер Роман Каганович.
«Сергей Азеев не поет ни одной песни Вертинского. Не потому, что не умеет петь, а потому, что здесь это художник, лишенный голоса. Эта работа выводит жанр под названием «Вертинский» из эстрадного, концертного контекста в дискуссию о сталинском времени и о миссии художника в целом. Здесь доминанта – сложная биография художника и мучительность его существования в золотой клетке советского периода», – написано об этом спектакле в литературно–художественном журнале «Знамя».
Дмитрий Игнатьев
Фото: tnp-teatr.ru