Конечно, политические мировые события внесли коррективы в список участников. Но, как считают организаторы, это нисколько не обеднило программу. Фестиваль неизменно пополняется неизвестными сургутским зрителям коллективами, открывая все новые грани искусства.
– 60-я параллель географически огромная, даже в масштабах нашей страны: от Санкт-Петербурга до Магадана. Есть где развернуться и показать все величие нашей русской культуры, – говорит художественный руководитель Сургутской филармонии Яков Черняк, добавляя, что программа фестиваля может пополниться новыми участниками: с некоторыми коллективами ведутся переговоры.
Сургутский фестиваль, по сути, можно назвать своеобразной лабораторией, синтезирующей различные виды творчества. Эклектичные, во многом спорные и даже провокационные, но, безусловно, качественные и самобытные. Поэтому концерты и спектакли в рамках фестиваля интересны как искушенному зрителю, воспитанному на классическом искусстве, так и молодежи, любящей все современное и экспериментальное.
– Символично, что 60-я параллель, где появились красивейшие города, долгое время считалась некой границей территорий, пригодных для существования людей. В некотором смысле границей здравого смысла. Именно на такой условной границе находится и гениальность, – считает заместитель главы Сургута Виталий Малыхин. – Когда происходит синтез и эклектика с опорой на очень крепкую классику, возникают новые образцы искусства, которые в будущем, в свою очередь, тоже могут стать классикой.
Масштабный старт
Фестиваль «60 параллель», а с ним и новый концертный сезон Сургутской филармонии открылся масштабной совместной программой Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы им. С.Г. Эйдинова и сургутского симфонического оркестра. С участием хоровой капеллы «Светилен» и хора мальчиков и юношей Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского. Грандиозной и по количеству участников, и по содержанию.Главная часть вечера – кантата Сергея Прокофьева для меццо-сопрано, хора и оркестра «Александр Невский». Несколько творческих коллективов, почти полторы сотни человек, одновременно находясь на сцене и заполняя практически все ее пространство, – это впечатляет даже визуально. Но больше поражает яркостью образов эпическая музыка великого композитора, написанная для фильма Сергея Эйзенштейна, позволяя буквально воочию увидеть героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Удивительно, как звучание героического эпоса, воспевающего величие и силу духа народа, проникнуто почти осязаемой любовью к отчизне.
– Кантата «Александр Невский» – довольно сложное произведение. Она требует тщательной подготовки, большого хорового коллектива и оркестра с определенным составом инструментов. И я рада, что мы смогли его представить зрителям именно в Сургуте, совместно с музыкантами симфонического оркестра Сургутской филамонии, – говорит художественный руководитель магнитогорской хоровой капеллы Надежда Артемьева. – Отмечу, что так далеко на Север наш коллектив еще не доезжал. Для меня как для руководителя очень почетно, что магнитогорскую капеллу пригласили на этот фестиваль.
В день открытия фестиваля в концертной программе «Шедевры русской хоровой музыки» прозвучали произведения русских классиков. В том числе фрагменты одного из главных сочинений Сергея Рахманинова «Всенощное бдение» и самого многогранного по содержанию концерта для хора Георгия Свиридова «Пушкинский венок». Также зрители смогли оценить произведения Петра Чайковского, Павла Чеснокова, Юрия Фалика, Сергея Танеева и других известных композиторов. Открытием вечера стал хоровой концерт-действо композитора Валерия Калистратова «Покаяние».
Синтез музыки и театра
История сургутского фестиваля – это серия бесконечных экспериментов. Не стал исключением и этот год.– 60-я параллель – это знаменательное событие в культурной жизни города и региона. Каждый год фестиваль принимает около пяти тысяч поклонников филармонического творчества. Если говорить о 12-м сезоне, то поражает широта представленных фестивальных жанров: хоровое искусство, фламенко, симфоническая музыка. Но, пожалуй, отличительная черта фестиваля этого года – акцент на театральное искусство, – говорит директор департамента культуры и молодежной политики Антон Акулов.
В 2024-м году фестиваль, действительно, расширил диапазон в сторону театрального творчества и добавил к программе пять спектаклей. Причем три из них – детские.
Сургутский музыкально-драматический театр представит на сцене филармонии постановку по мотивам сказок о Золушке – «Когда часы 12 бьют». А вслед за ним зрители смогут увидеть спектакли Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац. Созданный в 1965 году как первый в мире профессиональный театр оперы, балета и симфонической музыки для детей, он и сейчас отличается уникальными высокопрофессиональными музыкальными постановками. В рамках Больших гастролей прославленный коллектив представит один из самых любимых зрителями мюзиклов – «Волшебник изумрудного города» и детский спектакль под оркестровую музыку «Дюймовочка». Взрослые зрители смогут оценить «Тайный брак» – единственную исполняемую по сей день оперу композитора Доменико Чимароза и «Женитьбу» по одноименной комедии Николая Гоголя.
Музыкально-театральная фестивальная феерия продлится до 20 ноября. Насыщенная и многогранная программа позволит сургутянам за эти два месяца услышать вживую произведения различных жанров и эпох и приобщиться к миру классического искусства. Из ближайших мероприятий фестиваля – «Вечер фламенко» 11 октября в исполнении квинтета Владимира Слободина «EL LOBO PROYECTO».