Пришла покупать автомобиль за 300 тысяч рублей, а едва не осталась с полуторамиллионным кредитом на руках. Именно в такой ситуации оказалась жительница Сургутского района Виктория Герасимова, решившая приобрести малолитражку в автоцентре «Фора-Авто» («Авто-Фора») в Сургуте.
– Я чуть не купила несуществующую машину и на меня чуть не повесили кредит в 1,6 млн рублей, – рассказала девушка корреспонденту «Сургутской трибуны». – Хотела рассчитаться наличными, но менеджер убедил, что нужно оформить кредит: якобы машина в залоге и так банку выгоднее. Позже займ можно было закрыть досрочно с минимальными процентами. Запросили 150 тысяч рублей на первоначальный взнос, одобрили 1,6 миллиона. На вопрос, зачем мне такая сумма, ответили, что, если моя машина мне не подойдет, я смогу купить у них другую, более дорогую.
Растут как на дрожжах
Менеджер автосалона обещал клиентке, что машина приедет через 20 минут после оформления кредита. Потом через час, а затем – еще через 1,5 часа. При этом девушку склоняли подписать документы до того, как она увидит свою «ласточку», и заранее готовили к тому, что к изначальной стоимости прибавится страховка и прочие «допы», поэтому итоговая сумма может измениться. Видимо, как раз до 1,6 миллиона рублей.
Безуспешно прождав 2,5 часа, Виктория Герасимова отказалась от покупки. Уходя, вслед она услышала реплику менеджера о том, что не видать ей теперь автокредитов как минимум 3-4 месяца.
Чтобы обезопасить других жителей города от возможного обмана, югорчанка написала негативный отзыв в интернете. И он стал далеко не первым. В соцсетях и на различных сайтах клиенты «Фора-Авто» делятся своими историями.
Сломанный телефон
Несколько несостоявшихся клиентов рассказывают, как приехали за автомобилями из других городов и даже регионов, а остались ни с чем.
– По телефону дают одну информацию, а на месте получаем совсем другую. И никого не волнует, что приезжает клиент из другого города… Работают по принципу «приехал – вдруг купит», – возмущается Андрей на одном из автофорумов. А Михаил Шевченко на «Отзовике» жалуется, что приехал за железным конем в «Фора-Авто» из Нового Уренгоя. Перед этим он поговорил с консультантом автосалона, обсудил и утвердил все условия сделки. По приезде выяснилось, что его «Нива Travel» в люксовой комплектации уже продана.
«Из-за вранья ваших сотрудников я потратил два дня личного времени и 5000 рублей за дорогу. Вы ничего не потеряли на первый взгляд, кроме меня, как клиента, и еще десятка, а то и сотни клиентов. А я потратил свое личное время и деньги», – написал ямалец.
Отметим, что представители компании в комментариях связались с несостоявшимся покупателем, но дальше одного сообщения дело не пошло.
Другому клиенту менеджеры «Фора-Авто», с его слов, в договор включили допуслуги на 150 тысяч рублей, а ставка по кредиту выросла с шести до 48 процентов. В итоге машина, изначально стоившая 300 тысяч рублей, обошлась ему в 700 тысяч.
«Смотри что берешь»
Сюрпризы могут ждать клиентов салона не только на первоначальном этапе, но и уже после сделки. Так случилось у Софии: автоледи полтора года назад приобрела Honda Fit «в хорошей комплектации». «Все в порядке с документами, никаких нареканий. И салоном осталась довольна, ничего лишнего не впаривали. И отношение персонала тоже оценила, грамотное обслуживание, все четко и по делу, – рассказывает покупательница. – Но не тут-то было. Попала в небольшое ДТП, в результате которого вскрылось, что машина вроде как битая и крашеная, просто ремонт очень удачный».
Стоит отметить, что в Сети немало и положительных отзывов о работе «Фора-Авто». Однако ряд сайтов и форумов, на которых публикуются мнения пользователей о той или иной компании, предупреждают, что многие из них заказные.
Недовольные клиенты, считающие, что автосалон их обманул, обращаются в полицию и суд. В городском УМВД корреспонденту «Сургутской трибуны» сообщили, что в возбуждении уголовных дел всем истцам было отказано. Сколько всего поступило заявлений от «пострадавших», не уточняется.
В местном суде в этом году четверо человек пытались привлечь к ответу ООО «ВИЗАРД» – такое наименование юридического лица можно увидеть на сайте «Фора-Авто». Все дела – «О защите прав потребителей», клиенты пожелали расторгнуть договоры купли-продажи. По итогам двух заседаний истцам уже пришли уведомления с отказом, еще два дела – в производстве.
Директор автоцентра Андрей Норкин после общения с корреспондентом не сразу определился, готов ли он озвучить позицию «обвиняемой стороны». Сначала отказался, затем попросил и вовсе не публиковать статью, потом все-таки согласился прокомментировать вышеуказанные отзывы. Но в итоге решил хранить молчание. Из кратковременной беседы с ним можно сделать вывод, что сотрудники «Фора-Авто» проблемы не видят: никто насильно не заставляет клиентов подписывать бумаги, работа ведется в рамках закона. И, судя по информации от местной полиции и суда, так и есть. Поэтому уберечь человека от неприятной ситуации в подобном случае может только его собственная бдительность.
Алексей Редькин, АНО «Югорский Советник»:
– Описанная ситуация, к сожалению, не единичная. Девушке очень повезло, что она ушла без покупки и долгов. Конечно, в Уголовном кодексе РФ существует статья 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Действия работников автосалона – на грани между активным предложением услуг и преступлением. С одной стороны, они предлагают вам купить то, что вы хотите, с другой – вводят покупателя в заблуждение относительно покупки.
Сложность в квалификации действий таких работников в том, что граждане подписывают документы не глядя и не вникая в их смысл. И аргумент в защиту салона простой: человек САМ собственноручно подписал кредитный договор и договор купли-продажи. Доказать введение в заблуждение или обман довольно сложно. Возбудить уголовное дело по такому факту и доказать преступный умысел иногда нереально. Вернуть машину и расторгнуть потом договор купли-продажи, кредитный договор тоже проблематично.
Выход из такой ситуации один: не поддаваться на уговоры и, не видя машины, не подписывать никаких документов, читать все, что собираетесь подписать.
Автор: Иван Пятницкий