Об этом событии впервые задумались после первого визита в Сургут пилотажной группы «Русские витязи». Большому выступлению знаменитых асов в августе 2020 года помешала погода. Тогда глава Сургута Андрей Филатов и решил – попробуем снова. И «Витязей» пригласим, и что-то массовое устроим. Например – проведем соревнования по авиаспорту федерального масштаба.
Сказано – сделано
А почему нет? Сургут – один из четырех городов страны, обладающий площадкой для организации таких мероприятий. Правда, аэродром «Боровая» находится не в муниципальной, а в частной собственности. Он принадлежит президенту окружной федерации самолетного спорта Евгению Барсову. Отцу сургутского пилота Ивана Барсова – абсолютного чемпиона Европы, чемпиона России по высшему пилотажу в классе «Як-52», командира и основателя единственной в мире женской пилотажной группы «Барсы».
Наличие в нашем городе такого серьезного авиационного потенциала, а также инициатива и поддержка главы Андрея Филатова и сделало Сургут точкой притяжения для чемпионов авиаспорта. В том числе – единственного трехкратного чемпиона мира по высшему пилотажу Михаила Мамистова. Ведь одним административным ресурсом такую задачу не решить. Нужны увлеченные и, главное, компетентные исполнители.
Мне бы в небо
– Для Сургута это событие, Сургут любит авиацию. Те тематические мероприятия, которые проводились в городе, это подтвердили. А самое главное – это еще одна точка роста. Уровень развития территории становится выше, когда в ней не просто строят дороги и выполняют еще какие-то обязательные мероприятия, а организуют события. Обогащают его жителей новыми возможностями, навыками и, самое главное, дополнительными возможностями для самореализации, – считает глава Сургута.
Как практически любой мальчишка в СССР, он и сам в детстве мечтал стать летчиком. И даже получил определенный профессиональный опыт.
– В школах были производственные практики: с 7-8 класса ребят готовили к определенной профессии. И государство в это «по-взрослому» вкладывалось. Я три года занимался в авиационном кружке. На тренажере Ан-24 в аэропорту сдавали экзамен: пролет «по коробочке» взлет – разворот – посадка, сдал на четверку. Но дальше повернул в другую сторону – по первой профессии стал нефтяником, – рассказал Андрей Филатов. – Но ощущение романтики в душе живет, и осталось отношение к авиации как к чему-то безграничному.
Втемную
В соревнованиях по самолетному спорту существует разбивка по уровням пилотажа – лигам. Организаторы мероприятия в Сургуте пошли другим путем: организовали их на конкретном виде самолета – Як-52.
– Интересный формат: соревноваться могут все летчики, независимо от уровня. И чемпион, и новичок, освоивший программу, который может вблизи посмотреть, как летает чемпион и к чему стремится, – оценил идею главный судья соревнований Михаил Безденежных.
– Первое задание – это обязательный произвольный комплекс. В начале года международная федерация выдает нам пять обязательных фигур, которые должны выполнить спортсмены, и общий коэффициент сложности на эту программу. Еще пять фигур спортсмен включает в выступление по собственному выбору. Мы оцениваем эту программу по общему коэффициенту сложности, – пояснил судья.
Еще три программы – так называемый «темный» комплекс. Спортсмены – каждый в отдельности – за сутки до соревнований подают список из десяти фигур, из них «втемную» составляется комплекс, который выполняют все пилоты. Как на экзамене, когда не знаешь, какой билет попадет.
Оценивать спортсменов будут в том числе две легенды высшего пилотажа – Алексей Пименов и Лидия Леонова, чемпионы мира. Ветераны самолетного спорта еще времен СССР.
И сильным нужна поддержка
Российские асы – сильнейшие в мире. Их ближайшие соперники – французы. В этой стране государство очень поддерживает данный вид спорта.
В России такая поддержка была и раньше, во времена СССР. Курсанты ДОСААФ начинали летать с 18 лет, а потом и с 16. По стране в сотнях аэроклубов тренировались десятки тысяч спортсменов-летчиков.
– Только представьте: школьники перед выпускным классом в 16 лет летали самостоятельно. Десятиклассники, а уже готовые летчики. В летном училище такие ребята осваивали программу моментально, из них формировались даже специальные эскадрильи, – вспоминает пилот Михаил Мамистов. – Это был огромный ресурс и для гражданской авиации, и для военно-воздушных сил. Но потом поддержка летного спорта государством благополучно загнулась, и сейчас подготовка происходит за счет частных летчиков и иногда – региональных бюджетов.
Именитый летчик уверен: авиаспорту нужна господдержка, хотя бы на региональных уровнях.
– Беспилотники, конечно, хорошо, но без летчиков нормальной авиации, в том числе – военной, в стране не будет. Поэтому мы надеемся, что государство в каком-то виде вернется к системе именно господдержки авиаспорта. Мы не просто рисуем в небе фигурки. Мы готовим летчиков и технический персонал для авиаотрасли.
Большие перспективы
Кстати, аэродром «Боровая» очень рассчитывает получить поддержку уже, возможно, в ближайшее время.
– Использование аэродрома может получить прикладное значение. Другое дело, что это тема отраслевого развития, где необходима вовлеченность федерального и регионального уровней, нормотворческих решений и так далее. Но аэродром «Боровая» готов стать центром не только спортивного развития, но и прикладного отраслевого развития в регионе, – считает Андрей Филатов.
Собственник аэродрома Евгений Барсов рассказал, что сейчас он и его команда работают над документами по созданию системы пассажирских перевозок силами малой авиации в города и поселки Югры. Когда это случится, Югра получит еще один статус с префиксом «Первый регион».
А уже сейчас Федерация самолетного спорта России рассчитывает, что Сургут примет соревнования и в следующем году. В график мероприятий их уже внесли. Пока – карандашом.