В январе Западная Сибирь пережила вторжение арктического холода. В Югре установились суровые морозы. В некоторые дни температура была экстремально низкой даже для северных регионов. Отменились часть авиаресов, междугородних автобусов, пострадали в том числе и пассажирские перевозки между Сургутом и близлежащими к нему поселениями Сургутского района. Выйти на улицу в -45 градусов – уже большое испытание, а жителям Белого Яра, Солнечного и Барсово приходилось еще ждать маршрутку до города по тридцать минут. Как с этим зимним экстримом справились сами пассажиры, какие действия предприняли власти муниципалитета, чтобы обеспечить качество и безопасность общественного транспорта, и за что пришлось ответить перевозчику, читайте в материале «Сургутской трибуны».
Не поедем, не помчимся
– Приходишь на остановку к семи утра. Магазины и павильоны закрыты. Погреться негде. Через двадцать-тридцать минут коопирируешься с такими же покрытыми инеем людьми и вместе вызываешь такси до города. Когда холодно, такси стоит примерно 400 рублей. Раскидал на четверых и уже не так затратно. Возле «Ауры» можно выйти и сесть на городской автобус. Так и добирались в январе на работу, да на учебу…
Таким полезным советом, как сэкономить на вызове такси в морозы, делится жительница поселка Солнечный Елена М. Компании по несчастью формируются прямо на остановке. Заказать машину на «толпу» дешевле. Особенно, когда онлайн-сервисы завышают ценник до нескольких сотен рублей.
Женщина трудится в хирургическом отделении Сургутской городской клинической больницы. На дежурства заступает с утра и с вечера. Личного автомобиля нет, так что на маршрутках из поселка до города ездит по два-три раза в неделю.
– Мы устали знаете от чего? Не от морозов, а от того, что мы передвигаемся на старых маршрутках, которые и в теплую погоду разваливаются, а зимой еле передвигаются. Люди просят одного – запустите к нам нормальные автобусы, вместительные и теплые, как в городе. Как только холода наступают, так у нас половина автопарка выходит из строя. Не водители заболевают, а машины перестают работать при низких температурах, потому что очень старые и давно износились. В январские морозы на Солнечный три маршрутки ходили. Мы на остановках ждали, когда людей побольше наберется. С полупустым салоном водители не трогаются. Вот соберется полная машина, и только тогда отъезжали. Если кто-то из пассажиров уже понимал, что опаздывает, то вылезал из маршрутки и такси заказывал, – рассказывает Елена.
Женщина признается: жители Солнечного уже даже привыкли, что в особо суровые зимние дни старенькие «ГАЗельки», что курсируют от поселков до города, всегда выходят из строя. Вот только все никак не поймут кто виноват – техника, погода или все-таки человек?
Вынужденная остановка
Свои претензии и предложения замерзшие пассажиры из Белого Яра, Солнечного, Барсово, а так же других отдаленных поселений муниципалитета присылали все праздничные выходные в соцсетях администрации. «Водители не соблюдают время расписания», «между рейсами огромные перерывы», «люди опаздывают на работу, мерзнут на открытом воздухе и тратят большие суммы на такси» – неполный перечень жалоб.
Власти Сургутского района разъяснили ситуацию. Заместитель главы Дина Кузьмина, она же – главная по транспорту в муниципалитете, провела прямой эфир с жителями поселений. А чтобы разобрать наболевшие вопросы со всех сторон, пригласила к ответу директора той самой транспортной компании, чьи водители с нового года устроили холодный прием пассажирам из нескольких поселений.
– У нас одновременно уволились три водителя. Дело в том, что в связи с пандемией упал пассажиропоток, а мы являемся коммерческой организацией. Вот за десять дней праздничных выходных пассажиров практически не было. Машины ездили пустые. Низкие температуры отразились на работе транспорта, даже заправляться бензином в эти дни нужно было чаще, а значит расходы водителя оказались выше. На каждом маршруте всего должно работать по девять транспортных средств. По перечисленным причинам у нас с нового года произошла нехватка водителей и транспорта. На маршрут выходило по шесть машин. После праздников мы нашли водителей – стало по восемь машин. И вот к февралю обещаем закрыть кадровый вопрос и, как и положено, пустить по девять машин на маршрут, – заверил в прямом эфире жителей Сургутского района директор ООО АТП «Югратранссервис» Андрей Лестенко.
Компания «Югратранссервис» единственная, кто занимается перевозкой пассажиров из Белого Яра, Солнечного, Барсово в Сургут. Вот только быть монополистом предприятию оказалось совсем невыгодно. Часть водителей расторгли контракты из-за нерентабельности и отсутствия пассажиропотока, часть ушли на больничный с подозрением на ковид. Дирекция в короткий срок не смогла обеспечить замену кадрового состава. Отсюда и вынужденная остановка в работе маршруток.
Вместе – теплее
Курируют работу междугородних перевозок Департамент дорожного хозяйства и транспорта Югры. То есть, за качество транспортных услуг и безопасность автобусов и маршруток между городами и поселениями региона отвечает окружное правительство. Однако власти Сургутского района решили не снимать с себя ответственность за происходящее на остановках своих поселений.
– Зима суровая, техника выходит из строя, плюс пандемия и низкий пассажиропоток – отсюда кадровые проблемы у перевозчика. Но население страдать не должно, – считает Дина Кузьмина, – Мы должны вместе с общественностью решать этот вопрос. Граждане сигнализировали о проблеме, мы направили вопросы в округ, и у нас должна в ближайшее время случиться встреча с представителями департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры. Администрация Сургутского района заинтересована в том, чтобы наши жители получали качественные услуги перевозки. Но замена компании перевозчика это уже будет крайняя мера, Сейчас мы все вместе должны найти пути решения проблемы и постараться как можно быстрее создать комфорт нашим пассажирам.
Перевозчику Дина Кузьмина посоветовала создать кадровый резерв, как это практикуется в мэрии, как раз на тот случай, если водитель решил без предупреждения и замены покинуть свое место работы. Помимо этого власти Сургутского района уже ведут переговоры с окружным департаментом по транспорту. Жалобы на междугородние перевозки поступают не только из Белого Яра, Солнечного и Барсово, но так же из отдаленных поселений.