За считанные секунды мини-самолет поднимается в небо над Лянтором. Впереди у него долгий путь – выполняет спецзадание от нефтяников. Следит за их хозяйством с высоты. Фотографирует и снимает на видео нефтепроводы и иные объекты недропользователей. А затем все файлы направляются заказчику.
– Взлет, полет, посадка у него проходит в автоматическом режиме. Мы ручное управление не используем. Во-первых, это надежная защита от человеческого фактора – ошибок. Во-вторых, мы не сидим внутри самолета и, соответственно, управление осложняется, – объясняет Александр Ушаков, внешний пилот ООО «ПТЕРО».
Эти маленькие самолеты, как говорят обыватели, на языке профессионалов – беспилотная авиационная техника. Проектированием, производством и эксплуатацией занимается московская компания «ПТЕРО». В Югре она является подрядчиком Сургутнефтегаза и Газпром-Нефти. С высоты обследует их объекты, чтобы оставались в безопасности, а также без поломок и розливов.
Главный инженер, он же - руководитель фирмы сам спроектировал летательные аппараты своего технопарка. От множества аналогов они отличаются прежде всего производительностью. Способны находиться в небе до 12 часов, летать на расстояния 1200 км. Устойчивы к тяжелым погодным условиям. Работают даже в Арктике при минус 50 градусов. Могут переносить видео и фото оборудование весом до 5 кг.
Компания «ПТЕРО» уже второй год базируется на полигоне Центра гражданского и патриотического воспитания молодежи «Пересвет» в Лянторе, между организациями завязались дружеские отношения. Воспитанники НКО занимаются авто и мотоспортом, а теперь еще и могут наблюдать за работой специалистов, обслуживающих беспилотники, – механиков, внешних пилотов, техников...
– У нас в Центре у ребят есть возможность обучиться не только авто- и мотоспорту, но и работе специалистов, обслуживающих беспилотники. Они стоят дорого, самостоятельно их покупать для тренировок не целесообразно, а вот сотрудничать с настоящими профессионалами – это отличная идея. Будет здорово, если дети смогут связать свое будущее с беспилотной или любой другой авиацией, – считает Сергей Юдин, директор НКО «Пересвет».
Первым делом самолеты
Сургутский филиал авиационной компании небольшой, но каждый при деле. А еще компания работает с российскими учебными заведениями. Берет на стажировку будущих пилотов и техников.
Дмитрий Судаков – студент третьего курса Ульяновского авиационного колледжа. Признается, что с детства мечтал стать пилотом. Учится на специальности «Эксплуатация беспилотных летательных аппаратов». Сейчас на практике знакомится с современными моделями мини-самолетов. Возможность на самом деле для студентов профильных вузов и ссузов очень редкая. В России такие компании, как «ПТЕРО», можно пересчитать по пальцам.
О «внутренностях» беспилотника стажер Дима может рассказывать часами. Для него это настоящее произведение искусства. Технического.
– Компаний по производству беспилотников в России немного, а тех, которые предлагают стажировку, вообще единицы. Я очень рад, что у меня будет такой опыт работы. Везде в основном беспилотники на электродвигателях, а тут на двигателях внутреннего сгорания. Они совершенно другие. Их производительность гораздо выше, они способны летать до 12 часов, а электрические - около трех. Я раньше всегда сидел за наземной станцией управления, к обслуживанию студентов не допускают. А тут мне доверили проверять аппараты, следить за их состоянием. Это прекрасно! Я вижу каждую деталь, каждый винтик, который я сам закручиваю, – делится Дмитрий Судаков.
Будущее здесь
Власти Сургутского района инициативу общественников только поддерживают. За беспилотными летательными аппаратами уже не просто будущее, а настоящее. В небо поднимается машина, а пилот на земле, то есть при любой непредвиденной ситуации человек в безопасности.
Вот и глава Сурутского района убежден, что молодежь района просто необходимо знакомить с новыми индустриями, показывать работу современного производства. Чтобы в будущем ребята могли сделать осознанный шаг при выборе профессии, чтобы получали востребованную специальность и уверено входили во взрослую жизнь. Андрей Трубецкой посетил аэродром и пообщался с представителями авиационной компании.
Есть еще одна выгода от сотрудничества с «ПТЕРО», которую власти района не скрывают, – развитие малого и среднего бизнеса, новой экономики для региона и новых профессий для жителей. Андрей Трубецкой уже предложил московской компании зарегистрировать офис в Сургутском районе, ну, конечно, не просто так, а за приятные бонусы. Это политика и подход к сотрудничеству сугубо деловой. Бизнесу нужны гарантии для развития и новой прибыли.
– Такие проекты – большая редкость. За таким производством будущее, поэтому для нас это интересно. Нам важно, чтобы такое производство работало на территории района. У нас есть грант для предпринимателей на 15 миллионов рублей. Готовы выделить. У вас есть все шансы, чтобы получить финансирование, ведь на нашем рынке конкурентов у этих аппаратов практически нет, они технологичные и перспективные. Готовы помочь финансово и с помещением, а вы на территории района будете зарегистрировано работать, – предложил Андрей Трубецкой.
Компания «ПТЕРО» выполняет весь цикл производства беспилотников самостоятельно, но пока только в Москве. Предложение районных властей их заинтересовало.
– Сборка, первичный облет происходит в Москве. Затем они сюда едут транспортными компаниями, а это затраты на дорогу. В настоящий момент наши специалисты опытные и можно перенести производство сюда, чтоб удешевить всю работу. На текущий момент у нас пять рабочих беспилотников, которые ежедневно используется в разных регионах. В Югре летает два и на Ямале еще два, – рассказал Владимир Розмышлев, внешний пилот ООО «ПТЕРО»
Власти района открыты к сотрудничеству и в ближайшее время планируют связаться с гендиректором компании «ПТЕРО». Упускать возможность прокачать район в мэрии не намерены.
ФОТО: со страницы А. Трубецкого в VK