Нечасто можно встретить в одном месте преподавателей вузов, представителей бизнеса, руководителей предприятий, депутатов, чиновников администрации и общественников, активно критикующих этих самых чиновников и депутатов. Причем не где-нибудь в зале заседания, а за одним столом, объединенных общей целью и решающих общие задачи.
Забытый опыт
Первая стратегическая сессия по определению приоритетов развития города в рамках актуализации стратегии Сургута до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 – таково официальное название мероприятия – проходила в духе студенческого диспута и была разделена на шесть направлений: безопасность, транспорт, городская среда, деловая среда и туризм, культура, спорт и молодежная политика, образование и наука. Обсуждение проходило активно и демократично – что называется, без чинов, при равенстве мнений и уважении точки зрения каждого участника команды.
Подобный опыт рассмотрения одного из самых важных документов города у сургутян есть, правда, в последнее время он почти не используется. В свое время именно так – на стратегических сессиях, рабочих группах, общественных диспутах – создавалась нынешняя стратегия Сургута, рассчитанная до 2030 года. Тогда на обсуждение картины будущего и подготовку документа ушло больше года, сейчас его актуализацию необходимо провести в предельно сжатые сроки: разработчики из питерского Научно-исследовательского института перспективного градостроительства планируют сдать проект к 1 сентября.
Условия задачи
Перед началом обсуждения эксперты из Северной столицы дали небольшую вводную. Почти как в задачнике: дано то-то и столько-то.
Итак, согласно аналитической справке питерских проектировщиков, на сегодня Сургут – органично сложившийся центр агломерации, которую населяют более 700 тысяч человек. При этом эксперты отмечают, что у города довольно неплохие демографические показатели: есть естественный прирост, активная миграция, низкая смертность. «Если делать прогноз, то город Сургут скоро будет равен Тюмени», – высказалась заместитель директора по проектным работам Научно-исследовательского института перспективного градостроительства Ирина Гришечкина.
С некоторым удивлением питерские специалисты констатировали, что характерной особенностью Сургута является то, что это город промышленный: в структуре экономики промышленное производство занимает 98 процентов, даже малый и средний бизнес ориентированы на производство, в то время как в других городах основой является торговля, общепит и сфера услуг. Кстати, по поводу общепита. Если сургутянам кажется, что у нас кафе, ресторации и закусочные едва ли не на каждом шагу, то неумолимая статистика отвечает: в структуре экономики города общепит занимает лишь четыре процента.
Еще одна позитивная черта города – Сургут активно строится. Но остается и жилищный фонд, построенный в 70-80 годы прошлого века, который сейчас пытаются ремонтировать. Питерские архитекторы честно признались, что наш метод реконструкции панельных домов с помощью сайдинга поверг их в шок, и предложили задуматься над этим вопросом.
Конечно, в докладе были названы хорошо известные нам проблемы, одна из которых – транспортная – на сегодня в Сургуте соотношение между теми, кто пользуется общественным транспортом, и теми, кто предпочитает ездить на личном авто, составляет 30/70, в то время как даже в городах-мегаполисах это соотношение 40/60. Причина – неразвитость маршрутной сети и неудобство ее использования. Также в числе актуальных были названы нехватка школ и учреждений дополнительного образования, проблемы благоустройства, дефицит объектов культуры и спорта. При этом, согласно социсследованиям, 79 процентов сургутян считают свой город комфортным местом для жизни.
Четыре часа на штурм
Каждой группе, в зависимости от направления, предстояло выделить основные проблемы, наметить пути их решения и предложить свой проект, который поможет выполнить эту задачу. На мозговой штурм отводилось четыре часа. Четыре часа бурных обсуждений, поисков аргументов и рождения идей. Все это время в зале стоял сплошной гул голосов, и, казалось, сам воздух накалился не только от летнего зноя, но и от жарких споров за столами. Самым массовым оказалось направление «Городская среда» – здесь собралась самая большая команда экспертов, среди которых оказалось сразу два главных архитектора: бывший и нынешний. А к группе «Транспорт» присоединились сотрудники РЖД.
В итоге был выработан целый пакет предложений, причем некоторые команды, не сговариваясь, представили схожие инициативы. Например, за благоустройство набережной Оби, организацию там интересного общественного пространства с воссозданием исторической застройки, восстановление речного вокзала и реанимацию речного транспорта высказались секции «Транспорт», «Городская среда», «Деловая среда и туризм».
Также участники сессии отметили, что мы пока плохо используем имеющиеся в городе ресурсы – и прежде всего интеллектуальный, людской. Вовлечение в общегородские проекты студентов, активной, творческой молодежи поможет хотя бы частично решить проблему оттока выпускников из Сургута, а сам город сделает более интересным и привлекательным.
Нас тоже спросили
Предвидим, что найдутся те, кто скажет, мол, сами собрались на междусобойчик, что-то навыдумывали, а нас, горожан, спросить забыли. Так вот, для тех, кому действительно есть что предложить в обновленную стратегию города, создан электронный ресурс https://сургут2050.рф/
Зарегистрировавшись на этой площадке, можно высказать свое мнение о качестве городской среды, системе общественного транспорта, о том, что в Сургуте хорошо, а чего катастрофически не хватает. На интерактивной карте, которая постоянно обновляется, можно увидеть уже предложенные проекты, которые пойдут на пользу городу, и предложить свой. Все инициативы будут рассмотрены экспертами, лучшие лягут в основу проекта «Стратегия Сургута – 2050».
Фото: Екатерина Швидкая