Какие еще функции будет выполнять Центральная диспетчерская служба главного пассажироперевозчика Сургута рассказал новый директор СПОПАТ Александр Попов.
Центральная диспетчерская служба пассажироперевозок в Сургуте начнет работу в начале марта, возможно – уже первого числа. Такую практику используют многие города страны, в том числе миллионики, где она хорошо себя зарекомендовала.
– Это принцип единого окна по работе с пассажирами общественного транспорта, – пояснил директор СПОПАТ Александр Попов. – Через диспетчера люди смогут узнавать о работе системы общественного транспорта: есть ли автобусы на линии, сколько их, когда прибудет на конкретную остановку и так далее.
Вторая задача диспетчерской службы – контроль и корректировка расписания движения автобусов. Ситуации, когда автобусы одного маршрута приезжают за пассажирами с интервалом в минуту, а то и меньше, а затем возникает огромное «окно», увы, не редкость. Задача диспетчеров этого не допускать. Или своевременно исправить.
– Такие моменты доставляют людям дискомфорт. Задача диспетчеров – мы их называем «специалисты по мониторингу» – разводка автобусов. Если по дорожному фактору идет сбой графика – допустим, один автобус задержался в пробке и опаздывает, а второй наоборот попал в «зеленую волну» и опережает график, то диспетчер должен точечно отработать эту ситуацию. Одному рекомендует ускориться, а другому подольше задержаться на автобусной остановке, тем самым стабилизируя расстановку автобусов по маршруту, – пояснил Александр Попов.
И третья задача – финансовая. Единая диспетчерская служба также будет адресно решать проблемы пассажиров, карты оплаты которых попали в стоп-лист. Сейчас этот вопрос решить очень сложно, признает руководитель автотранспортного предприятия. Человеку приходится бегать (звонить) по инстанциям, чтобы просто выяснить – как и где он может разблокировать карту оплаты.
– Единое окно поддержки пассажиров – Центральная диспетчерская служба – будет решать и эти проблемы в том числе, – добавил директор СПОПАТ.
Эти задачи – главные, но не единственные. Диспетчеры будут также контролировать выход автобусов на линию, соблюдение расписания, выполнения транспортной работы, фиксировать нарушения и многое другое. В том числе – отвечать на звонки телефонной «горячей линии» и на сообщения в мессенджерах и приложениях.
– Будет многоканальный телефонный номер колл-центра, в котором будут работать несколько специалистов: первая линия поддержки пассажиров. Так что время ожидания ответа не будет долгим, – пообещал Александр Попов.
Новой системе необходим новый программный продукт. Самый мощный и современный. Его создание, как и формирование коллектива ЦДС, сейчас находятся на заключительном этапе.
– Эту работу для нас выполняет подрядчик – организация «Центр транспортного планирования». Он отвечает не только за диспетчеризацию. В его ведении также процесс по сбору билетной выручки, работа контроллеров по билетной выручке, ввод нового программного обеспечения и новых автоматизированных инструментов по составлению графиков и расписания движения. Расписание и график одного маршрута опытный инженер-эксплуатационщик за два-три дня может составить и вручную, без высоких технологий. Но составить удобное и логичное расписание для участка, где проходят сразу несколько маршрутов, свести их расписание воедино вручную… Не скажу, что это невозможно, но очень трудозатратно. Тем более, что в этом случае очень высок риск так называемого человеческого фактора, – пояснил директор СПОПАТ.
В планах автотранспортного предприятия и его основного заказчика – администрации Сургута – ввести в систему Центральной диспетчерской службы всех городских пассажироперевозчиков.