На страницах «СТ» несколько лет назад мы уже рассказывали об этом изобретении команды Андрея Прудникова. Известный сургутский путешественник изначально собрал судно, которое должно было стать подспорьем в его далеких и опасных экспедициях. Сам он вместе с командой обычно передвигается по воде на гидроциклах, то есть налегке. Но вот весь остальной груз для путешествий нужно было тоже везти с собой. Требовался быстроходный и грузоподъемный катер, который мог бы пристать к любому необорудованному берегу, ведь в своих путешествиях экстремалы причаливают к самым разным, в том числе и диким местам, где нет людей и цивилизации.
Испытание Арктикой
Свой первый катер аппарельного типа Андрей Прудников испытал еще в 2017-м году. Тогда путешественник проверил, как лодка ведет себя и в реках, и в морях. Это была экспедиция на Диксон. Тогда сургутяне прошли всю Обскую губу и вышли в Карское море, пересекли Енисейский залив…
- Мы пришли на Диксон и там прошли несколько островов, потом вернулись обратно. Мы проделали путь в 5,5 тысяч километров, и лодка показала себя замечательно. После этого мы стали строить такие катера. Не сказать, что в промышленных масштабах. В таких, в каких можем. Причем у нас нет одинаковых катеров – каждое судно адаптировано под конкретного заказчика. Он делает заявку, какие технические моменты ему важны, и мы строим судно соответствующей комплектации, - объяснил генеральный директор компании «APPARELBOATS» (ООО «РОКОТ МОТО») Андрей Прудников.
Этим в том числе и уникальна технология сборки. Конструкторы объясняют, что скоростные катера удобны тем, что не нуждаются в дополнительном оборудовании для погрузки или разгрузки у берега. Для этого у них имеется специальная аппарель, которая откидывается, как трап.
Независимые
Так что судна способны причаливать даже к необустроенным берегам. Катера быстроходные и грузопассажирские. Такие лодки могут пригодиться, например, для транспортных услуг в труднодоступных населенных пунктах, каких в Югре предостаточно.
А еще они будут полезны в развитии внутреннего туризма или для обеспечения безопасности и контроля судоходства в сферах государственных служб. С соответствующим предложением сургутские конструкторы и вышли на местные власти.
- Наши суда адаптированы к водолазно-спасательным работам, они удобны в эксплуатации для тех работ, что выполняют МЧС. Об этом мы хотим переговорить с главой Сургута. Катера мы строим грузопассажирские, пассажирские или грузовые. Катера аппарельного типа - глиссирующие, быстроходные, грузоподъемностью от 2 до 5 тонн и размерами от 7,5 до 14 метров. Судно размером в 14 метров адаптировано к прибрежным морским водам. Мы строим суда, как коммерческого использования для юридических лиц, так и для частных клиентов. То есть это не простая лодка, а большая, длинная, с открывающейся носовой аппарелью. Она способна подойти к любому берегу, откинуть переднюю носовую аппарель и можно произвести погрузочные или разгрузочные работы, не привлекая дополнительных механизмов. Катер развивает скорость порядка 60-90 километров в час, - рассказал Прудников.
Для своих старались
В эти цеха представителей стольких СМИ разом впускают, кажется впервые. Журналисты удивляются: как такое масштабное производство до сих пор скромно существовало у них буквально под носом, используя в качестве рекламы разве что бесплатное сарафанное радио?
Конструкторы и сейчас не стремятся к пиару, а просто хотят выйти на новый уровень развития. Говорят, что когда стало тесно производить технику для рыбаков и охотников, изучили потребности и географические особенности округа и других регионов России. Здесь не столько коммерческий, сколько патриотический интерес. Хочется приносить пользу именно своему региону.
Компания производит маломерные судна различного класса с 2015-го года. За это время предприятие выпустило уже более 60 катеров разного размера и комплектации. К 2020-му году компания расширила свои цеха и теперь может одновременно строить уже до четырех судов. Заказы в Сургут приходят отовсюду, в том числе из отдаленных регионов. А вот в родной Югре, как ни странно, про конструкторов-умельцев как-то пока особо не знают.
- В Сургуте ходят только три наших катера, еще три в Ханты-Мансийске, остальные судна разбрелись по всей России. Основная масса находится в Енисейском бассейне, в Дудинке, Норильске, на Байкале, на Лене. У нас купил катер Шантарский национальный парк на Дальнем Востоке. В общем, нас знают за пределами Югры, хотя мы-то думали, что в первую очередь наше изобретение будет нужно нашему округу, - удивляются конструкторы.
Производство таких катеров без лишнего пафоса можно назвать уникальным. Возможно, после того, как небольшой завод презентовали губернатору Югры Наталье Комаровой, на конструкторов обратят внимание и в родном округе. Путешественники провели подробную экскурсию для всех СМИ, многие из которых впервые заглянули в эти цеха и узнали, что такое аппарель в принципе и почему она так удобна в использовании в северных регионах.
Конструкторы хотели бы не только расширяться, но и найти более удобное место расположения для своего судостроительства. Все-таки каждый катер перед тем, как отправиться в большое плавание, нужно протестировать на воде. Пока что сургутянам приходится организовывать для этого целую экспедицию – перевозка негабаритного груза происходит по определенным правилам через согласование с ГИБДД.
- У нас есть хорошая ремонтная база, может, не сочинять ничего, а использовать эти помещения? Мы подумаем, что можно вам предложить, - сказала губернатор Югры Наталья Комарова.
Судя по всему, после медийной экскурсии под прицелом телекамер и диктофонов с конструкторами поговорят уже без журналистов более основательно и детально на предмет дальнейшего сотрудничества. С компанией, которая базируется в округе, выгодно работать уже потому, что она заинтересована производить качественный продукт. Ведь земляки на нем завтра и будут ходить по югорским рекам.