Сургут в своей новейшей истории гордился тем, что в наших домах воду можно было пить сразу из-под крана. Но в последнее время участились жалобы на ее качество, особенно в активно застраивающейся восточной части города. Вопрос взяли на контроль депутаты Думы Сургута. На последнем заседании комитета по городскому хозяйству и перспективному развитию города представители администрации отчитались о положении дел в настоящее время.
Причины явные и скрытые
В конце прошлого года предпраздничное настроение сургутян – жителей восточной части города – оказалось изрядно подпорчено: из водопровода полилась жижа кофейного цвета, не пригодная ни для питья, ни для стирки. За прошедшие месяцы, по словам директора департамента городского хозяйства, качество воды пришло в норму, количество жалоб от жителей кратно сократилось.
– Причины ухудшения были связаны с большим количеством ремонтных работ, проводимых Горводоканалом, промывкой больших участков сетей. Также УКС вводило водоводы для обеспечения водой жителей района. Плюс в тот период времени случилось два крупных пожара, вода для тушения бралась из системы водоснабжения. На сегодня ситуация стабилизировалась, жителям подается вода надлежащего качества, – отчиталась перед депутатами директор департамента горхозяйства Мария Ванькова.
По словам руководителя ведомства, ситуация складывалась годами, и в один момент ее не решить. Для того чтобы сургутяне получали чистую питьевую воду, коммунальные предприятия совместно с управляющими компаниями разработали комплексный план по промывке сетей водоснабжения. До октября этого года работы будут проведены на 64 участках городского водовода, на 15 участках они уже завершены, на 16 находятся в процессе. Как отмечают в департаменте горхозяйства, во время промывки качество воды может на короткое время ухудшаться из-за изменения гидравлического режима.
Однако есть и глобальная проблема, которую силами коммунальщиков не решить.
– Одна из причин ухудшения качества воды – наличие незакольцованных участков сетей. Есть тупиковые сети, где скапливаются отложения, и малейшее изменение гидравлического режима влечет за собой ухудшение качества воды, – пояснила Мария Ванькова.
Зачем платить больше
По мнению депутатов, положение дел не настолько благостное, как прозвучало в отчете.
– Ситуация намного лучше не стала, а то, что число обращений стало меньше, можно объяснить тем, что люди просто устали обращаться. В целом проблема не решена. А потребители платят за качественную воду. Если у нас делается перерасчет одному собственнику, то почему остальные должны платить полным рублем за некачественную услугу? Получается, что тот, кто написал заявление – получил перерасчет, а кто не написал – нет? – задал вопрос представителям администрации депутат Дмитрий Нечепуренко.
– Понимаете, ситуации бывают разные. Бывает, что проблема именно в конкретном стояке, и не факт, что всем жителям многоквартирного дома подается некачественная вода. Поэтому мы считаем, что заявительный характер при перерасчете справедлив, – ответила директор департамента горхозяйства, заверив, что Горводоканал всегда вовремя делает перерасчет после обращения. Правда, для этого потребителю нужно доказать, что он получает услугу ненадлежащего качества.
– Порядок регламентирован федеральным законодательством. Если идет вода грязная – потребитель обращается к поставщику коммунальных услуг, исполнитель в течение двух часов либо по согласованию с потребителем приезжает по адресу, проверяет, составляет акт. После того, как были проведены мероприятия по улучшению качества, выполняется повторная проверка, фиксируется факт нормализации. Период между первым и вторым актом – это период нарушения качества. Акты нужно предъявить исполнителю коммунальных услуг, чтобы получить перерасчет, – проинструктировал депутатов заместитель директора департамента городского хозяйства Александр Недашковский.
Однако бывают случаи, когда Горводоканал производит перерасчет автоматически всем потребителям. Это происходит, если причина ухудшения качества воды произошла из-за промывки сетей или ввода в строй нового водовода.
Пока без хлора
Еще один вопрос, который интересовал депутатов, начнет ли Горводоканал хлорировать питьевую воду. Такое предложение прозвучало несколько месяцев назад как вариант решения проблемы.
– Это не самое лучшее решение. Когда в Сургуте перестали хлорировать воду, это было достижением. Не хотелось бы возвращаться к тому, от чего ушли, – резюмировал депутат Богдан Гужва.
Как заверила директор департамента горхозяйства, решение о хлорировании может быть принято только после опроса горожан.
– Хлорирование как вариант рассматривается, но это решение нужно принимать взвешенно, с учетом мнений жителей. Теоретически это возможно, но не в ближайшее время. Я надеюсь, что после проведенных комплексных работ на сетях этого не понадобится, – сказала Мария Ванькова.
Тем не менее все предпринятые в настоящее время меры, по сути дела, являются пожарными. Целиком проблему качества воды они не решат. К такому выводу пришли привлеченные городскими коммунальщиками эксперты из Ханты-Мансийска.
Как было отмечено на заседании комитета, в настоящее время администрацией города совместно с окружным департаментом строительства и жилищно-коммунального комплекса разработан план реновации коммунальных сетей города, который включает в себя строительство и закольцовку сетей водоснабжения.
– Это достаточно ресурсоемкие мероприятия, выполнить их за счет средств бюджета города не представляется возможным. Будем подавать заявку в округ на финансирование этих работ, – отметила директор депгорхоза.
Депутаты оставили вопрос качественного водоснабжения горожан на контроле и решили вернуться к нему в ноябре, после окончания комплексных работ на сетях.