В апреле художественного руководителя Сургутского театра поздравляли с 45-летием. Обладатель оригинального режиссерского почерка и нетривиальных мировоззренческих установок, сегодня Владимир Матийченко отвечает на вопросы «СТ». И не только о театре.
- Вам важно, чтобы зритель понял вашу личную оценку событиям и героям вашего спектакля?
- Нет, не важно. Я категорически против того, чтобы спектакль заключал в себе закодированную систему навязывания авторской мысли. Не мною сказано: искусство обязано закладывать парадокс, а не давать ответы. И мне приятно, если зрители выходят со спектакля с разными точками зрения.
- Вы не боитесь сложные спектакли предлагать зрителям провинции?
- Во-первых, провинция – это не географическое понятие, провинция – это состояние мышления. Во-вторых, наш сургутский зритель к сегодняшнему дню просто осязаемо изменился, вырос! Ну а в-третьих… Любое произведение искусства, которое стремится войти в культуру, - сложное. Что касается театра: мне интересно, как у Уильяма нашего Шекспира, охватить все шесть типов зрителей. Как известно, в его театре «Глобус» одни зрители занимали места на самой сцене, другие приходили попить пива и погрызть орешки, не единожды при этом отлучаясь из зала… Мне интересно охватить всех, чтобы и условные «матросы и проститутки», и эстетствующие интеллигенты одинаково, каждый на своей уровне получил удовольствие от спектакля.
- Вы ведь не только сами ставите. Вам приходится поддерживать в рабочем состоянии спектакли приглашенных режиссеров. Хочется при этом привнести в них что-то свое?
- Я следую принципу невмешательства в чужой замысел. Самое интересное, когда работаешь с чужим спектаклем – это разобраться в замысле режиссера. А что касается своих добавлений… Растратить на чужой спектакль свои задумки и наработки – это попросту неразумно.
- Почему вас не привлекает современная драматургия, документальный театр? У вас нет желания заказать пьесу у современного автора?
- Мне когда-то мой мастер объяснил очень понятно, что такое театр. В том числе и современный. Театр – это то, что ты НЕ можешь увидеть в окно. А то, что можешь увидеть в окно – НЕ театр. Почему? Потому что театр – это работа с воображением, а не с донесением документальной информации или, например, иллюстрации подробностей чьего-то расчленения. Все что не работает с воображением, моим театром не является.
А современная драматургия – что это, по-вашему? Я вот считаю, что современная драматургия - это то, что современные люди ставят и смотрят. Поэтому, если «Лисистрата» написана Аристофаном в 411 году до н.э., а мне и коллегам - режиссерам эта пьеса интересна (а главное, что спектакль по ней с удовольствием смотрят сегодня зрители!) – скорее всего, это и есть современная драматургия.
На ваш второй вопрос скажу так. Мне неинтересно заказывать материал для постановки по каким-то «моим» темам. Гораздо интереснее иметь дело с материалом, который я сам смогу вывести на темы, которые меня интересуют. Поэтому чеховские пьесы гениальны и любимы режиссерами. Чехов первым сознательно оставил в своих пьесах место для режиссерской трактовки.
- Понимаю, о чем вы. Так, у вас комедия Фонвизина «Недоросль» стала историческим памфлетом, где герои похожи на Сталина, Путина… Скажите, а чем актуален для вас сегодня Ремарк? Вы его тоже ставили.
- Мы возвращаемся к тому, что в окопах первой мировой войны немецкие юноши были поставлены в ситуацию, когда совершено не работали пресловутые десять заповедей. Мало того. Убий, укради, возжелай – за это в ситуации войны награждали. Думаю, после этого ветеран первой мировой войны Адольф Гитлер решил, что строить мир можно и без десяти заповедей. Мы знаем, чем это закончилось. А начиналось все именно с того, что те юнцы приняли установки, навязываемые государством... Сейчас самое страшное, что происходит в обществе, - это именно индогмирование, навязывание догм. Для человечества в целом это прямой путь к деградации. По-моему, очень важно развивать критическое мышление и ставить под сомнение установки, которые диктует общество для того, чтобы могло работать государство. Развивать надо не государственность, а Личность.
- Ваше отношение к зрителю - это…?
- В институте нас учили: делай, что задумал, для одного, самого главного своего зрителя, который обязательно придет. На опыте убедился, это работает! Для себя я определил это так: театр - это не для всех, а для каждого. Кстати, и для зрителя тоже есть подходящая формула: постарайся смотреть то, что тебе показывают, а не то, что хочешь увидеть. Тогда не постигнет разочарование.
ДОСЬЕ. Владимир Матийченко окончил режиссерский курс РАТИ (рук. Б. Голубовский, 2002). До этого обучался на истфаке СурГУ, проходил стажировки в США, Франции. Окончил обучение по программе «Экономика и управление предприятием» в Российской Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ (2015). 2000 – 2010 гг. – режиссер, главный режиссер Сургутского театра, в 2010 году назначен художественным руководителем. Член Правления Тюменского отделения Союза театральных деятелей РФ – с 2011 года
КСТАТИ. 16 апреля в Сургутском театре дадут комедию «Молодые люди» (16+) по пьесе Р. Белецкого. Поставленный Владимиром Матийченко в 2004 году, спектакль вернулся на сцену с новым актерским составом и актуальным юмором