Сам Стас Крючков называет ее не школой, а творческой мастерской, и поясняет: школа – слишком официально. Он один из немногих в регионе, кто снимает современное документальное и художественное кино. У него уже больше десяти картин, хотя сам автор выделяет только три. Но это не важно. Талантливые люди всегда самокритичны.
Недавно Стас снял два документальных фильма: «Пастор» и «Кришна в Сибири». Масштабной презентации из-за пандемии не было. Но картины уже оценили пользователи группы вконтакте «Каменный слон». Сейчас Стас помогает молодому режиссеру из Белого Яра в съемках триллера про зомби. А скоро зрители увидят фильм про сургутский стрит-арт, который создавался компанией «Ниндзя-фильм» также с участием Крючкова. Эти проекты подтолкнули Стаса к открытию собственной творческой мастерской. Режиссер хочет познакомить с миром кино молодежь и вообще всех желающих.
- Стас, какую роль себе отводишь в творческой мастерской?
- Я был бы куратором и человеком, который поправляет и помогает создавать. Хочу, чтобы люди учились самостоятельно, то есть на своих ошибках, своим путем. Я дам им базовые вещи (теорию съемок кино), предоставлю оборудование – есть квадракоптер, две камеры, система стабилизации и т.д. И свой опыт: помогу с договоренностями, расскажу, как снимать. Этого хватит, чтобы снять фильм или веб-сериал. Возможно, еще мы сделаем кастинг и наберем актерскую базу. Мастерскую я назову «Каменный слон».
- Теперь понятно, почему это мастерская, а не школа...
- Молодые люди смогут узнать, что такое медиа не в теории, а на практике. И они сразу получат навык съемок. Хочу, чтобы итогом курса всегда становился фильм. План такой. За три месяца обучения создается концепция фильма: пишется сценарий, раскадровка, и всей командой этот фильм делаем. Чтобы это не оказалось впустую, картины потом будем отправлять на фестивали – тот же «Дух огня», на городские конкурсы и фестивали. Вообще хочу создать местный фестиваль любительского кино. Можно договориться о прокате в кинотеатрах региона.
- Это же ты себе киноконкурентов вырастишь...
- Это синдром маленького города. Здесь настолько этого мало, что когда человек появляется с камерой, то он сразу становится «конкурентом». Но он не конкурент, он твой коллега. С ним можно посоветоваться. У него можно спросить: «А как ты это делаешь?», и вы сможете развиваться вместе. Я просто хочу, чтобы в Сургуте были специалисты. Часто говорил, что, вот, снимаю тут один. Многие могли подумать, что я выпендривался. А мастерская - просто переход от слов к делу. Я понимаю, что это сложно. Первые шаги недооценят. Но потом будут смотреть фильмы и приятно удивляться, как такое может делать сургутская киностудия.
- И кто-то отнесется скептически…
- Я уверен, что поначалу будут относиться максимально скептически, пока не будет результатов: побед на фестивалях, показов в кинотеатрах, пока на этом люди не начнут зарабатывать деньги. Это тоже очень важно. Кстати, хотелось бы, чтобы эта мастерская была бесплатной, но мне тоже нужно будет на что-то жить. Если бы это сделать на базе муниципального учреждения – с кабинетом, зарплатой…
- Это вообще актуальная тема для региона?
- Это максимально имиджевая вещь, которая сейчас нужна округу. Она на языке вертится. Я мониторю региональные группы, есть знакомые со всех регионов, и хочу сказать, что у нас не самые плохие работы среди любителей. У региона мало, конечно, опыта, но только потому, что это не поддерживается и этому пока нет развития.
- А теперь помогаешь снимать другому парню фильм про зомби.
- Да. Я никогда в жизни не попытался бы снять сам такое кино. Может, кто-то захочет снять комедию, спортивную драму, мелодраму, фильм про любовь, абсолютно не важно. Люди по-разному думают. Пускай этот жанр будет существовать, пускай люди посмотрят разное кино. У каждого свое видение и свое кино.
- Можно сказать, твой первый ученик. Откуда он, кстати, взялся?
- Это парень из Белого Яра. Он написал мне вконтакте про кино, мы решили встреться и поговорить. Я был настроен скептически, но мы встретились и договорились, что он пришлет сценарий. Через месяца четыре он его написал и мы стали снимать. Сейчас фильм уже отснят и монтируется. Благодаря этой истории, я понял, как буду выстраивать работу в мастерской.
- То есть, мастерская уже запущена?
- По сути да. Единственное, нет понимания – в Сургуте или в Сургутском районе. Опять же, вопрос выживания. Если приглашать детей, то не будет продукта. Нужен контингент 16+. Но в городе, опять же, нет поддержки. В районе в поселениях есть театральные студии и можно было бы создавать кино с ними… Или осесть на базе университетов? Хочу, чтобы был результат. Это самое главное, поэтому я в раздумьях.
- Многие говорят, что из Сургута надо валить в столицу, а ты стремишься развивать местное кино…
- Постоянно об этом слышу: здесь делать нечего, здесь нет никакого развития. Миф! Все зависит от таких людей, как я, и таких людей немало. Но у нас нет мотивации. Я отказался от основного заработка в пользу своей идеи. Просто если я фильм не сниму - никто его не снимет. Это 100 процентов. Не нужно это никому. В какой-то момент я пойму, что ресурсов уже нет и придется работать в другом месте. Но пока у меня есть возможность, я буду продолжать снимать.
- Твое кино выделяется среди других картин.
- Потому что мы всегда выходим за рамки. Когда мы снимали «Рэпера», такого в России еще никто не снимал. А через какое-то время ТНТ взяли и тоже сняли про рэпера. Потом мы снимали «Региональное кино», притормозили из-за пандемии. Недавно мне скидывали, что подобный проект опять появился у федералов. То есть, мы обгоняем их на год вперед. В Сургуте реально можно создавать федеральные проекты. У нас уникальная природа, ландшафты. Многие люди приезжают с других локаций, чтобы поснимать в тайге. А у нас она уже есть, просто мы привыкли к ней. Кажется, подумаешь, ГРЭС. А где еще парит такая ГРЭС в России? Мы живем на съемочной площадке и не понимаем этого.