О том, что вы никогда не увидите своими глазами, если вы не музейный работник, рассказывают журналисты «Сургутской трибуны» в репортаже из Сургутского художественного музея
Так, основная часть предметов, полученных в результате археологических раскопок, хранится в специальных картонных коробках.
– Большинство предметов археологической коллекции музея – бронзовые. Для их хранения изготавливаются специальные коробки из бескислотного картона, который не оказывает негативное воздействие на музейный предмет, – рассказывает главный хранитель фондов Сургутского художественного музея Светлана Чаплыгина.
А произведения художников-косторезов (например, Минсалима Тимергазеева и Сергея Лугинина) хранятся в металлических застекленных шкафах. Работают с ними исключительно в перчатках, иначе могут остаться потожировые следы, что в будущем негативно скажется на их сохранности. Изделиям из кости обязательно требуется свет, иначе они начинают желтеть.
- Конечно, в хранилище нужно поддерживать определенный уровень температуры, влажности, обеспечивать защиту от биологических и физических воздействий. И, что касается перчаток, то некоторые, особенно хрупкие предметы, наоборот, лучше брать без них так как в перчатках не всегда чувствуется, с какой силой ты берешь предмет, – поясняет Светлана Чаплыгина.
Как предметы искусства попадают в фонд музея
Фонды Сургутского художественного, пополняются несколькими способами: покупка, передача предметов, полученных в результате археологических раскопок, подарки меценатов или благотворителей, но чаще всего это дары самих художников, их родственников, друзей или коллекционеров.
– Уже сложилась добрая традиция, что после персональных выставок художники дарят музею несколько работ, представленных в экспозиции. Бывает, что творцы сами предлагают принять в музейное собрание свои произведения. Например, художник Андрей Тутунов именно так передал нам целую серию работ. Он искал музей для своих произведений и остановил выбор именно на нашем, предварительно изучив сайт учреждения и концепцию комплектования фондов, – рассказывает Светлана Чаплыгина.
Но стоит отметить, что не все работы могут стать частью музейного собрания. В фонды принимаются произведения искусства, имеющие художественное значение, документальное или мемориальное.
–Перед тем как принять картину в собрание проводится ее экспертиза. Научные сотрудники изучают произведение, биографию автора, его творчество, отзывы критиков и искусствоведов. Окончательное решение принимается коллегиально экспертно-закупочной комиссией, – рассказывает Светлана Чаплыгина.
Если музеем принято положительное решение в отношении какого-либо предмета искусства, то начинается работа по передаче его на постоянное хранение. Длится этот процесс нескольких месяцев.
– Заключается договор с владельцем, подписывается акт передачи произведения искусства музею, вносятся данные в книгу поступлений, определяется место хранения в фондах, затем передаётся на хранение ответственному хранителю коллекции, все сведения вносятся в музейную базу данных, а основная информация о музейном предмете и его изображения размещаются в Государственном каталоге. Кстати, все музейные предметы промаркированы, и для каждого используется свой способ маркировки. Например, изделия из кости маркируются следующим образом: номер наносится тушью прямо на само изделие. А если речь идет о живописи или археологических предметах, то на них навешивается или прикрепляется бирочка с номером. В общем, нюансов очень много и процесс передачи предмета искусства музею не быстрый, как правило, он длится больше месяца, – рассказывает Светлана Чаплыгина.
Нам было интересно узнать, насколько трепетно художники относятся к своим работам, которые они уже передали на хранение в музей. А точнее, интересуются ли они судьбой картины, например, как она хранится, как часто выходит «в свет» на выставку, не потребовалась ли реставрация.
– Чаще мы сами рассказываем и показываем художнику, в каком состоянии находятся его работы, где и когда экспонировались, и прочее. А так как у нас оборот фондов хороший, мы обновляем выставки практически каждые два месяца – нам есть что рассказать. Стараемся поддерживать дружбу и общаться с нашими художниками, – рассказывает Светлана Чаплыгина.
Замедлить процессы старения
Процессы старения – неизбежны у всего, в том числе и у предметов искусства. Так вот, задача музея – сохранить каждый предмет из своего собрания. Задача музейного хранителя – точно знать, какому предмету требуется реставрация и что нужно сделать, чтобы минимизировать вмешательство реставраторов в судьбу произведения искусства. Регулярно хранитель проводит сверку своей коллекции: проверяет, все ли находится на месте, описывает текущую сохранность предметов. Эти заметки нужны для того, чтобы отслеживать состояние произведения искусства, контролировать изменения и своевременно принимать необходимые меры. Раз в три года обязательно собирается экспертная комиссия и проверяет сохранность предметов.
– Все предметы поступают на вечное хранение. Задача хранителя – сохранить как можно больше предметов искусства для потомков, – объясняет Светлана Чаплыгина.
Конечно, ничто не вечно, но радует, что предметы искусства все-таки можно «вылечить».
– Спасаем экспонаты с помощью реставрации. Например, у нас в собрании есть уникальная археологическая находка – шлем. Безусловно, хранился он по всем правилам, но, видимо, с годами внутри стала происходить активная коррозия, и шлем начал «сыпаться». Мы отправили его на реставрацию. Кстати, реставратор, с которым мы сотрудничаем, раньше работала в Эрмитаже. В общем, предмет «вылечили» и теперь он часто экспонируется на выставках. Бывает, что и живописи нужна реставрация: часто на красочном слое картин образуются мелкие трещинки - кракелюры, которые могут привести к большой беде – утрате красочного слоя произведения. Задача реставратора так ювелирно провести все восстанавливающие мероприятия, чтобы, во-первых, сохранить произведение, а во-вторых, не «вмешаться» в авторскую работу, оставить полотно для будущих поколений, таким каким его задумал и создал художник, – рассказывает Светлана Чаплыгина.
В фондах Сургутского художественного музея хранится более 22 тысяч различных предметов искусства: живопись, графика, авторская кукла, предметы ареологии и декоративно-прикладного искусства. Каждая категория музейных предметов должна храниться по индивидуальным правилам: драгоценные металлы в сейфе, археологические предметы – в коробках из особого картона, живопись – на передвижных стеллажах, а графика – в металлических шкафах. Правда, есть одно сходство – это температура. В фондохранилищах должно быть ни теплее, ни холоднее 18-20 градусов. Главная роль в обеспечении сохранности музейного собрания отводится команде профессионалов, специалистам, которые работают в Сургутском художественном музее.
Материал подготовлен при поддержке гранта департамента внешних, общественных связей и молодежной политики Югры