История в движениях
– Каждый танец – это история. Есть танцы, в которых прослеживается определенная сюжетная линия. А есть, например, просто красивые. В таких танцах можно увидеть рисунки под мягкую плавную музыку, – считает руководитель коллектива Евгения Селютина. – В постановочных танцах важно не только уметь хорошо танцевать, но и иметь какие–то актерские способности, чтобы отыграть заданные роли.
В творческих постановках «Калыны» выступают уже целые поколения. На сцене – от трехлетних дошкольников до взрослых выпускников, уже прошедших местную творческую школу. Есть старшая группа, в которой несколько человек уже отучились на хореографов и теперь работают в коллективе. Артисты – как в большой и дружной семье – передают свои знания и технику молодежи.
– Еще у нас в коллективе есть представители почти всех национальностей. Вот все, кто проживает в Сургуте. Как–то мы с удовольствием участвовали в мероприятиях немецкой диаспоры, потому что у нас в коллективе есть немцы, – рассказала балетмейстер. – Эти ребята, в основном, рождены уже здесь, в Сургуте. Конечно, летом они посещают свои республики, свои территории, свою малую родину, какие–то танцевальные движения там подсматривают и потом показывают нам.
Впитывать
– Нам кажется, что народной культуры в творческом пространстве становится все меньше и меньше. Это наша любимая тематика, потому что это традиции, история, и очень хотелось бы, чтобы такие номера жили дольше на сцене. Не вся старшая группа, но часть ребят хотят заниматься народными танцами, потому что воспитаны в любви к народным традициям.
Главный секрет, как сохранить у молодежи интерес к народным танцам, достаточно прост. Этот интерес необходимо воспитывать с детства. Так в коллективе когда-то появилась группа для трехлетних дошколят.
– К нам ребята приходят маленькими и занимаются до взрослого возраста. Они воспитаны и выращены уже на традиционных танцах, народных танцах, – объясняет Евгения.
В своих постановках артисты стараются соблюдать все традиционные культурные каноны. В репертуаре – молдавские, украинские, мордовские, русские и другие танцы из разных уголков бывшего СССР. Да и Россия – страна большая, везде есть свои танцевальные особенности. Артисты стараются улавливать эти тонкости.
– У нас старшие и средние ансамбли танцуют очень много направлений. Есть черноморские, кубанские, некрасовские, забайкальские. И движения могут отличаться, и манера исполнения. Под музыку движения делаются где-то мягче, где-то жестче, где-то быстрее, где-то медленнее, – поясняет хореограф.
Балетмейстеры коллектива «Калына»: Олег Селютин, Евгения Селютина, Александра Нестерова, Анна Воробьева
Об истоках
Творческий коллектив появился в Сургуте благодаря Евгении и Олегу Селютиным. Пара приехала на Север из Краснодара после окончания института. Хореографы сначала работали в Центре детского творчества, потом перешли в ведомство Городского культурного центра.
Со временем артисты получили признание и популярность. Причем, не только в Сургуте, но и на международном уровне. Танцоры стали выезжать на конкурсы и фестивали, участвовать в международных проектах.
В 2006 году ансамблю присвоили звание «Образцового детского коллектива», а через пару лет – «Образцового художественного коллектива».
– Мы участвуем в разных фестивалях в разных номинациях. Есть народный танец определенной номинации, есть современный танец определенной номинации, есть эстрадный танец, спортивный и так далее. Но когда мы выезжаем на определенный фестиваль, то стараемся брать разные по возрасту составы. Чтобы и младшие, и средние, и старшие могли поучаствовать и в более современных направлениях.
В свое время «Калына» участвовала даже в московском телевизионном конкурсе «Утренняя звезда». Ну, и ни один городской фестиваль не обходится без артистов. «Соцветие», «Сабантуй», «Новруз Байрам», «День города», программы «Форума городов 60–й параллели», выездные концерты по региону….
– У нас есть танец-визитная карточка под песню «Ой на горке Калына». Этот номер не очень сложен в исполнении. В первые годы существования коллектива его танцевали очень часто. Это был первый номер, который мы танцевали в нашем коллективе еще в 1999 году. Со временем мы так улучшили свою технику, что появились более сложные номера. Сейчас этот танец показываем в основном на каких-то отчетных и юбилейных концертах, – пояснила Евгения Селютина.
Сейчас в репертуаре коллектива уже более пятидесяти танцев: народные, классические, эстрадные. Артисты бережно относятся к творческим достижениям прошлых лет. Коллектив постоянно работает над пополнением своего репертуара и каждый год создает новые номера.
Евгения Селютина:
«Мы долго думали над нашей миссией. Мы хотим, чтобы ребята занимались и были вовлечены в эту тему. Мечтаем, чтобы закончилась пандемия и начались настоящие занятия, а не индивидуальные, как это происходит сейчас. Хотим, чтобы ребята дружили между собой, общались. Действительно, коллектив – это семья. И все наши выпускники так и говорят, что они выросли в семье. Одна семья, которая дома, и вторая семья – коллектив».