«Его работы — как ребусы, — рассказывает научный сотрудник Сургутского художественного музея Надежда Вылцан. — На картинах нет ничего случайного, здесь каждая линия в ответе за своё присутствие».
Индустриальные извергающиеся трубы, парящие здания, острые шпили, танцующие шаманы и романтично-апатичные мотыльки смотрят на нас с произведений немецкого художника Клауса Мюллера-Бохума.
Сегодня на выставке «Впечатления путешественника» многолюдно: сургутяне соскучились по культурным походам. Это первая открытая для посещения выставка Сургутского художественного музея после долгого перерыва, связанного с пандемией.
В экспозиции представлено несколько серий офортов. Что такое офорт? Это разновидность печатной графики, гравюры на металле или оттиск. Этот художественный метод основан на технологии глубокой печати и протравливании кислотой.
По словам пресс-секретаря Сургутского художественного музея Антона Ситдикова, Клаусу Мюллеру-Бохуму свойственно было создавать работы по сериям, которые представляют собой впечатления о бесчисленных поездках по всему миру. В Сургуте немецкий график впервые оказался в 1995 году во время путешествия по Сибири.
«Среди бессчетных встреч, знакомств у Мюллера-Бохума завязались теплые и дружеские взаимоотношения с Сургутским художественным музеем, которые впоследствии переросли в настоящую многолетнюю дружбу, — объясняет пресс-секретарь СХМ. — «Сибирская» серия офортов стала первым и совершенно неожиданным даром, сделанным художником молодому музею. Затем на протяжении десяти лет Клаус Мюллер-Бохум систематично и безвозмездно высылал в Сургут авторские экземпляры всех своих новых графических листов. Таким образом, в музее, избранном художником своеобразным наследником, сложилась большая уникальная коллекция современной зарубежной графики, насчитывающая 249 офортов».
Суровый климат и первозданная природа нашего края вкупе с отважными нефтяниками (названными в одной из работ автора «завоевателями Сибири») вдохновили художника на философские содержательные произведения в духе магического реализма.
«Его трогала и волновала наша атмосфера. Если вы обратите внимание, то некоторые работы Мюллера-Бохума посвящены нефтедобыче. В то же время он переживал за экологию. Видите своеобразные пятна на работах? Они как раз об этом. В его картинах очень много рассуждений. Хотя он описывает то, что видит, его работы далеко не просты», — комментирует Надежда Вылцан. Научный сотрудник отмечает, что художник виртуозно владеет линией, а манера штриховки характеризует его как человека четкого и щепетильного.
А что увидели мы? Оттиски с рваными краями — словно вырванные страницы воспоминаний.
Высотки посреди пустоши, напоминающие знаменитые сургутские общежития 70-х, — как символ шагающего прогресса и освоения неприступной Сибири.
Мотылёк — знак бессмертия души, возрождения и воскресения, способности к трансформации.
Шестерёнки, механизмы и трубопроводы с вытекающей нефтью — с одной стороны, можно трактовать прямо — как некие промышленные процессы и общую тенденцию к индустриализации мира, в крайнем случае — даже намек на загрязнение природы. Если посмотреть под другим углом, то оказывается, что механические путы напоминают сосуды организма, который возник в новом месте, доселе неизведанном, и пытается в нем прорасти. Парадоксально, но устрашающие технические символы могут рассматриваться в качестве метафоры самой жизни.
И все это лишь малая часть из череды причудливых и неоднозначных образов, что использует Клаус Мюллер-Бохум в своих офортах. Каждая работа может интерпретироваться совершенно по-разному, в зависимости от наблюдателя. Так рождается настоящий творческий диалог.
Заметим, что кроме «Сибирской», на выставке можно увидеть, например, «Итальянскую» и «Китайскую» серии офортов. Безусловно, отдельного внимания заслуживают работы, посвященные Санкт-Петербургу и России в целом.
«Путешествие в неизвестный другой мир, встречи, беседы, знакомства, общеизвестное русское гостеприимство оставили во мне глубокое впечатление, которое должно быть осмыслено после возвращения из России», — написал при жизни художник.
Плоды его осмысления, благодаря судьбоносному случаю, мы теперь можем с интересом и восхищением вкушать в Сургутском художественном музее. И если бы автору статьи нужно было описать одним предложением выставку Клауса Мюллера-Бохума, то, как нельзя лучше, подошла бы цитата писателя Рэя Брэдбери: «Как будто меня двое суток держали под ливнем без зонта и плаща: я насквозь, до костей пропитан впечатлениями».
Справка «СТ»
Клаус Мюллер-Бохум (1938-2015) — немецкий художник-график, дизайнер, сделавший успешную профессиональную карьеру, известный в Европе и в Сибири, очень симпатизировавший нашей культуре, нашему искусству и нашему зрителю.