Возможность эта появилась на «Чумовом фестивале». Его теперь будут проводить регулярно и все масштабнее. Фестиваль обосновался вблизи Сургута на турбазе «Валикас» и собирает семьи КМНС разных территорий с их местными изюминками.
По-настоящему
«Чумовой фестиваль» в Сургутском районе – событие, какие называют из ряда вон. Представители ханты девяти территорий – а в перспективе их будет еще больше – собираются в одном месте. Они привозят с собой свои чумы, национальную одежду, игрушки и даже музыкальные инструменты.Как все это создается, рассказывают на специальных адаптированных под городского жителя или под ребенка мастер-классах. Домой участники могут увезти что-то национальное и колоритное на память. И ехать, чтобы окунуться во весь этот колорит, куда-то далеко уже и не требуется.
– Наши мастера самобытные, они приезжают со стойбищ и показывают, какими ремеслами они занимаются у себя дома. Мы называем их современным словом волонтеры. Есть волонтеры и серебряного возраста, например, Надежда Ивановна занимается рыбалкой и традиционными промыслами. Конечно, это будет не какая-нибудь современная рыбалка, а традиционная, со своими интересными нюансами, которые отражают тот самый колорит народа, – рассказывает руководитель ансамбля «Вонтнэ» Ольга Покачева. – Акцент делаем на самобытность. Мало кто занимается выделкой кожи оленя, а это особенное ремесло, и мы показываем его этапы. У каждой семьи мастер-классы свои.
Важно, что все эти девять семейств – носители разных традиций и обычаев, которые складывались десятилетиями в зависимости от климата и других условий жизни. Когда такие детали видишь наглядно, материал усваивается гораздо лучше. А вместе с ним приходит и осознание, каково это – таким разным семействам уживаться на одной территории.
Она, конечно, кажется нам немалой, но это потому что мы не мыслим в масштабах оленеводов. А между тем они узнают друг друга по элементарным нашивкам на одежде, которые для глаза обывателя кажутся одинаковыми.
– Разрабатывая концепцию нового фестиваля, мы размышляли над тем, что для обмена опытом требуется мероприятие длиннее, чем один день. Для представителей коренных и малочисленных народов Севера это тоже событие, и когда у них больше времени, они более спокойны, никуда не торопятся, это в принципе неторопливый народ. Тогда они больше рады гостям и, конечно, рады быть все вместе на одной территории, потому что не так уже часто и видятся, – объяснила руководитель этнокультурного центра народов ханты и манси «Хатлые» Майя Швейд.
Не так просты
Что можно «прочитать» на костюмах северных народов, рассказывает Светлана Сенгепова. Она сама с детства шьет себе платья. Раньше создавать национальные наряды было особенно сложно: не было ни качественных тканей, ни платков. Так что все делали сами, узоры никогда не повторялись.
Мастерица объясняет: украшения на одежде – говорящие. В национальных платьях не бывает бессмыслицы. В традиционных орнаментах скрываются послания, например, отсылка к территории, где живет человек. В ярких узорах можно распознать заячьи или оленьи ушки, рожки, веточки березы, зубы щуки, уточек. Лянторских видно издалека по их пимскому крестику, угутских – по вышитым лягушкам. У всех свои отличительные знаки.
– Мы очень любим яркие одежды. А почему? Потому что на Севере очень короткое лето, а остальное время все белое, это надоедает. И женщинам хочется цветного, яркого, чтобы радовался глаз и повышался иммунитет, – объясняет Светлана. – Есть части одежды, которые служат как оберег, другие нужно обязательно закрывать от чужих глаз, иначе считается, что они не защищают свою территорию. Много разных интересных нюансов, которые объясняют самобытность и характер народа, и мы делимся этим с ребятами.
Ориентация – ханты
В Сургутском районе такие познавательные проекты поддерживают всегда. Ранее власти выделяли активистам средства на съемки образовательных роликов, в которых рассказывалось про быт аборигенов. В поселениях проводили и соревнования в национальных видах спорта. Активно работают ряд стилизованных и настоящих хантыйских стойбищ с полноценными экскурсиями для любопытных.
Зачастую аборигены и сами идут с подобными предложениями – их тоже поддерживают. Курс на воспитание у детей уважения к северным народам поддерживает лично глава Андрей Трубецкой.
Все события с участием ханты и манси он посещает лично и, когда успевает, пробует свои силы в мастер-классах. Недавно попытался смастерить музыкальный инструмент нарсьюх и выстругать рукоять ножа. Признался, для таких занятий нужно, чтобы руки откуда надо росли.
– Мы все гости на этой земле, которая принадлежала ханты и манси, поэтому важно помнить это, чтить и уважать их традиции, обряды. Для себя вынес идею, что район и вообще культура ханты и манси заслуживает, чтобы то, что показываем на «Чумовом фестивале», было в постоянном доступе. То есть выставка должна проходить не раз в год, а сделать ее на базе Тром-Агана или Русскинской постоянно действующей. Чтобы детвора могла на ежедневно прикоснуться к истории КМНС. Мы уже давно решили и воплощаем это, что всех школьников с 9 по 11 класс обязательно водить в музей Природы и Человека в Русскинской, чтобы они были знакомы с историей. Это очень важно, – уверен глава Сургутского района Андрей Трубецкой.
Знание помогает лучше понимать друг друга, и это уже становится крепким фундаментом для дружбы и других теплых чувств. А это уже созидающие, а не разрушающие движения сердца, к чему и стремятся привести подобные фольклорные факультативы. Ведь сколько бы ни было различий между народами, как минимум их объединяет территория, которая дана им для жизни.