Взлетно-посадочный трамплин
В Сургут она приехала за мамой из Саранпауля в 1960 году еще юной 18-летней девушкой. Тогда местный аэропорт представлял из себя лишь взлетно-посадочную площадку. Она и стала для Людмилы Федоровны первым и единственным местом работы в округе. Начинала она с перронного контролера. Потом стала дежурной по посадке. После – начальником смены. Людмила Федоровна смеется: мамины гены дали о себе знать. Мама-то у нее всю жизнь трудилась на руководящих ролях – председателем райисполкома, потом окрполкома – говоря современным языком, была губернатором.– У меня мама всю жизнь работала с людьми, и я, видимо, пошла в нее. Мне тоже работа с людьми очень интересна. Всегда находила и нахожу общий язык хоть с ребенком, хоть с пожилым человеком, может, гены передались, – размышляет Людмила Федоровна. – Когда я работала в перевозках, это было сплошное общение с людьми: регистрация на рейс, оформление билетов, встреча самолетов, контроль за выгрузкой почты и груза, загрузка, общение с пассажирами…
Молодая девушка как-то понимала, кому и когда нужно оказать внимание, кому помочь и все всегда делала вовремя. Вот чувствовала, когда и как. В те времена улететь в принципе было сложно. Люди дежурили в аэропорту, ждали билеты сутками. Приходилось жечь костры, чтобы не замерзнуть, ведь сам вокзал был скромным и холодным. Грузчиков практически не было, и молодые хрупкие девчонки занимались тяжелой мужской работой, таскали и грузили чемоданы.
Это был период активного освоения нефтегазового комплекса Западной Сибири. Всесоюзная комсомольская стройка. Освоение Севера. Сургутский аэропорт был перевалочным пунктом для огромного количества людей. В Сургут или через Сургут ехали со всего Советского Союза. Аэропорт был до отказа заполнен геологами, нефтяниками, строителями, энергетиками.
– Отсюда на «большую землю» люди везли все что можно: масло, тушенку, сгущенку ящиками вывозили. Мы, молодые девчонки, конечно, поднадсадились… Мы же загружали сами. Мужичка какого-нибудь попросишь помогать, за это оформишь ему билет и попросишь, чтобы его первым в очереди поставили на место того, кто не пришел, чтобы он мог улететь. Так старались хотя бы двух мужчин завербовать, и уже легче становилось работать, – вспоминает женщина.
Ее мама была представительницей ханты, и свой народ Людмила видела сразу. Бывало, зайдет соотечественница в своем одеянии, в малице, с маленькой люлечкой, в которой лежит маленький хантенышко… Девушка сразу чувствовал: родная кровь. Не раз спасала свой народ от коварных и недобросовестных летчиков.
– Вертолетчики пользовались слабостью ханты, они же любят выпить, улетали к ним в тайгу, забирали пушнину, их поили, привозили сюда и бросали. Маме не раз приходилось решать потом вопрос с их доставкой домой. Они же на русском почти не говорили. Вертолетчика того тоже не найдешь и ничего не докажешь. Шли эти брошенные на произвол судьбы люди к моей маме и говорили ей: «Хозяйка, помоги!». Они мою маму называли хозяйка района.
Всю себя работе
– Я не считала, что на мне какая-то особенная нагрузка, а что это в порядке вещей. Всю себя отдавала работе. Тогда у нас в то время была полувоенная дисциплина. Заходил командир – мы все вставали. У нас был не гендиректор, а командир. Обстановка на работе была такая, полувоенная, все ходили в форме. И не было ни богатых, ни бедных.Собеседница с ностальгией вспоминает свою молодость. Говорит, в то время все были между собою равные. Хоть мама частенько привозила и дарила ей хорошие вещи, но из чувства внутренней справедливости девушка никогда их не надевала. Считала, что так не нужно.
– Кто-то беднее, жил кто-то богаче, а все были одинаковы. И если у кого в семье случалась беда, мама или папа заболевали, все старались помогать. Праздник проводили все вместе, устраивали конкурсы. Я благодарна судьбе, что родилась в это время и сделала что-то полезное. Вот 10 месяцев в Ноябрьске организовывала работу отдела перевозок, боролась там и со взяточничеством. Сделала все, что могла, и была награждена министерством гражданской авиации благодарственным письмом, – гордится Людмила Федоровна.
Уже в 2003-м году она завершала свой трудовой путь в должности начальника аэровокзала. За более чем 30-летний стаж Людмила Федоровна привнесла в работу коллектива важные изменения. От самых элементарных до инновационных.
– Я всегда требовала от сотрудников следить за своим внешним видом. Мы все должны быть подтянутые, ухоженные. Я ни разу не пришла на работу без прически и всем говорила: «Вы работаете с людьми и должны быть на высоте. Даже если вы работаете уборщицами». Всех, кто приходил на работу в неопрятном виде, я отстраняла. Весь пассажиры же смотрят на тебя, как можно быть неаккуратным? Есть во мне эта строгость и любовь к порядку, передались от мамы. Но я уже 19 лет, как не работаю в аэропорту, а меня люди вспоминают добрым словом. Считаю, что я оставила хороший след.
Сейчас Людмила Федоровна руководит объединением пенсионеров сургутского аэропорта. Благодаря энергичному лидеру организация живет яркой и насыщенной жизнью. Авиаторы-пенсионеры не только участвуют в творческих вечерах и социальных акциях, но и активно путешествуют. Но это еще далеко не вся ее соцнагрузка. Женщина уже много лет по сути в одиночку следит за состоянием Аллеи славы на городском кладбище – месте захоронения ветеранов. Вот сейчас, например, там требуется определенный ремонт, на который нужны средства, и Людмила Федоровна уже написала письма в необходимые инстанции.
– Я громко не говорю, что патриотка. Когда еще была маленькой, запомнила, как сложно мы жили, и что людям нужно все отдавать, делиться тем, что имеешь.
Фото: Пресс-служба аэропорта Сургута