Управляющая компания «ДЕЗ Центрального жилого района» начала терять клиентов. Собственники 34 многоквартирных домов Сургута уже поменяли обслуживающую организацию. На обслуживании ДЕЗ ЦЖР сейчас остается 318 домов, но, возможно, – ненадолго. Напомним, что крупнейшая управляющая компания Сургута в конце прошлого года оказалась в предбанкротном состоянии. 15 января по требованию депутатов городской думы руководители коммунального предприятия должны были предоставить план выхода из кризисной ситуации. Но этого не произошло. О том, как развиваются события, чего ждать клиентам УК «ДЕЗ ЦЖР» и как чувствует себя рынок коммунальных услуг, «Сургутской трибуне» рассказал заместитель директора департамента городского хозяйства администрации Сургута Вячеслав Адушкин.
Коллапс не допустят
- Как развивается ситуация на сегодняшний день?
- На данный момент ДЕЗ Центрального жилого района находится в судах по искам Федеральной налоговой службы. Администрация Сургута держит ситуацию на контроле. Сейчас на обслуживании управляющей компании остаются 318 домов. В случае, если она откажется от их управления, у администрации города есть механизмы не допустить коллапс.
- Какие именно?
- Будут проведены открытые конкурсы на управление данными домами. До проведения конкурсов распоряжением департамента городского хозяйства будет назначена резервная управляющая организация.
- Это специально созданное структурное подразделение администрации или какой-то бизнес-субъект?
- Это несколько управляющих компаний, которые сами - в соответствии с законом - вышли на нас такой инициативой - оперативно взять на обслуживание дома, если у этих домов не будет договоров управления и жители не определят управляющую компанию. На сегодняшний день в такой резерв заявились уже четыре управляющие компании.
- В чем их интерес?
- Это своего рода реклама своих услуг делом. Когда компания начнет управлять многоквартирным домом до конкурса, у нее есть шанс получить новых клиентов в лице собственников квартир в этом доме. Если людей устроит качество и стоимость услуг этой УК, то почему бы им и не остаться на ее обслуживании?
Решать только собственникам
- В редакцию поступил запрос от читателей - жителей нескольких домов по проспекту Ленина, где управляющая компания как раз сменилась. Они с удивлением узнали об этом изменении. Говорят, что никакого голосования собственников не было, их просто поставили перед фактом. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
- Управляющая компания может поменяться только на основании решения собрания собственников, принять участие в голосовании должны не менее 51% собственников - это закон. Инициировать смену управляющей компании могут только жители или советы МКД. Либо администрация города, если в этом доме есть муниципальные квартиры. Но мы никаких смен управляющих компаний в последние полгода не инициировали.
- Что делать людям в такой ситуации?
- Если новая управляющая компания их не устраивает, они должны собрать общее собрание и принять решение о переходе на обслуживание в другую УК, выбрать эту управляющую компанию либо создать Товарищество собственников жилья.
- Есть ли у администрации какая-то структура, которая могла бы помочь людям организовать этот процесс?
- При необходимости консультаций жители могут обратиться как в Администрацию города так и в УК, на обслуживание которой дом хочет перейти. Но сперва полезно провести предварительные переговоры, прежде всего - попросить организацию обозначить стоимость содержания жилищного фонда. Если все устраивает, то тогда можно УК попросить сопроводить данный процесс (предоставить бланки для голосования, организовать консультации, разъяснения и т.д.)
«Средства ресурсных организаций – не средства УК!»
- Ресурсоснабжающие организации переводят на прямые договоры все большее количество потребителей. В 2020 такие соглашения с клиентами ДЕЗ Центрального жилого района заключило СГМУП «ГТС» в феврале планирует заключить СГМУП «Горводоканал». С чем это связано и будет ли эта практика распространяться и на другие территории?
- Да. Мы – департамент городского хозяйства - настаиваем, чтобы все потребители перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Потому что эта схема существенно снижает риск неплатежей за потребленные тепло, воду, электричество таким предприятиям, которые в большинстве своем являются муниципальными. Ведь ни для кого не секрет, что большая часть долгов перед ресурсоснабжающими организациями скопилась как раз из-за посредников - управляющих компаний, которые собирают оплату с населения, но рассчитываться с поставщиками коммунальных услуг не спешат.
- А вы не опасаетесь, что какие-то управляющие компании в такой ситуации просто уйдут с рынка, потому что у них не хватит оборотных средств на осуществление финансово-хозяйственной деятельности?
- Это средства не УК а РСО! Они их должны отдавать ресурсоснабжающим организациям сразу после получения, никакого оборота в собственных интересах - это противозаконно.
- Не должны, но многие так делают…
- Раньше такая ситуация действительно была. Мы сейчас ее еженедельно мониторим, и число таких фактов постепенно сходит на нет. Именно для того, чтобы не случилось рецидива, и случаев, как с ДЕЗ ЦЖР, город и настаивает, чтобы все потребители переходили на прямые договоры. Управляющие компании должны работать и развиваться за средств, которые они получают от потребителя за содержание жилого фонда. За использование средств, которые предназначены РСО, их можно привлечь к ответственности - это незаконно. Департамент городского хозяйства твердо стоит на том, чтобы никаких незаконных схем в коммунальном бизнесе не было.
29 УК и 26 ТСЖ работают сегодня в Сургуте. Цифра плавающая: передача управления МКД от одной организации к другой происходит регулярно. Бизнес-самочувствие всех субъектов, кроме УК «ДЕЗ ЦЖР», вполне удовлетворительное