22-й творческий сезон Сургутский музыкально-драматический театр (СМДТ) завершил чередой рекордов. Три крупных премьеры получили невиданный резонанс. «Коварство и любовь» по Шиллеру создавали вместе с режиссером из Берлина, впервые работа над постановкой велась онлайн. «Однажды в Verone» стал первым живым мюзиклом «для взрослых», полностью поставленным творческой командой СМДТ. «Легенда о Гамлете» по Шекспиру – все семь показов, начиная с апреля, прошли на аншлагах. А родился спектакль в сотрудничестве театра с молодыми талантливыми выпускниками ГИТИСа – режиссером Сергеем Тонышевым и художником Юлианой Лайковой.
Эти успехи театра, наравне с другими приятными и неприятными открытиями, удачами и проблемами – первый театральный сезон директора Светланы Астраханцевой. Сезон турбулентный. Но достижения перевесили. Договор с Астраханцевой продлили.
Сейчас подводим с ней итоги, пытаем о планах, выясняем сокровенное.
Зрителю по душе
- И все-таки, Светлана Васильевна, что для вас самое важное в минувшем сезоне?
- Если говорить о спектаклях, то «Легенда о Гамлете». Для города и театра это действительно знаковое событие, смелый и рискованный шаг. В октябре спектакль приглашен на 37-й Международный фестиваль «Липецкие театральные встречи».
Если говорить о сезоне в целом, главное - в театр вернулся зритель. Не по разнарядке, а самостоятельно. Играть на полный зал - это особое счастье. Вижу в этом результат сбалансированного репертуара и слаженной работы служб театра.
- В театре появились новые форматы музыкальных постановок…
- Зрителю это по душе! На «Квартирники» всегда полные продажи. Целевая аудитория оказалась многочисленной: 30-35-летние сургутяне, которые любят качественную музыку в живом звучании, общение в теплой камерной атмосфере. Эти кавер-концерты, я бы сказала, обладают содержанием, определяющее бытие… А с каким удовольствием включились в этот проект музыканты!
Ограничены госзаданием
- Из ваших планов на сезон - что не реализовано, почему?
- Увы, только в следующем сезоне окончим работы по созданию нового сайта театра. Отлаженная система интернет-кассы, впрочем, заработала. Второе: не вывозили спектакли на фестивали. Любой выезд театра осуществляется за внебюджетные деньги, а их не было в достатке. Третье: да, случилось три крупных премьеры, но хотелось еще больше расширить репертуар. Тут нас ограничивало госзадание… Для меня сейчас действительно проблема – слишком скудный репертуар СМДТ. Спектакли, с которыми театр вступил в 22-й сезон, были уже сверх меры, извините, затасканными. Не до конца понимаю, как с этой обоймой заезженных спектаклей выполнять плановые показатели до конца года.
- А что с капитальным ремонтом здания, о котором год назад много говорилось?
- От нас в данном случае ничего не зависит. Все необходимые документы переданы в окружные инстанции. Мы сами, как и наши зрители, ждем решений по этому вопросу.
Должны себя уважать
- В этом сезоне подорожали билеты. Почему?
- Подорожали, но не намного. Средняя цена билета на репертуарный спектакль сейчас 500 рублей. Как билет в кино. Мы создаем затратный, конкурентоспособный продукт. И мы не можем не реагировать на рост цены создания и проката спектакля, наши затраты выросли. Мы учли опыт ценообразования других окружных театров. Отсюда небольшое повышение. Знаете, театр тоже должен себя уважать. Зрителей ведь меньше не стало, значит, с нами согласны.
- Среди ваших планов, помню, звучал настрой на работу с грантами. И как?
- Мы победили в грантовом конкурсе Союза театральных деятелей России. Именно за этот проект я лично болела! Потому что его целевая аудитория – подростки переходного возраста. Этот тот зритель, который театром, увы, упущен. Так что уже в ноябре проведем Лабораторию подросткового театра "Мне (не) больно". Вместе с подростками и специалистами подросткового театра из столиц будем рефлексировать через искусство – как пережить сложный возраст, как поверить, что ты не один. Существует большой пласт современной драматургии и прозы на эту тему. А значит, нас ожидают публичные читки, творческие встречи, режиссерские эскизы.
Первая комедия за восемь лет и другие премьеры
- Коротко о планах на 23-й сезон.
- Открываем сезон не нашими спектаклями. И, увидите, это не плохо. 2-4 сентября на сцене СМДТ пройдут гастроли Московского театра «Et cetera» под руководством Александра Калягина. Это наш совместный проект с Росконцертом в рамках федеральной программы «Большие гастроли». В двух спектаклях занят актер театра «Et cetera» Иван Косичкин, а в третьем он режиссер. Многие помнят, как в 2000-е звезда Ивана Косичкина ярко зажглась в Сургутском театре. Так что ждем театралов на встречу с талантливым земляком.
Сразу после «Больших гастролей» - наша премьера. Комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (16+) по Бомарше ставит московский режиссер Петр Орлов. Наконец-то посмеемся! Последний раз премьера комедии в Сургутском театре была, страшно сказать, в 2014 году.
Еще одна премьера до конца года - «Танец с медведем» (12+). Пластический спектакль по мотивам мифологии ханты ставит Дмитрий Масленников, хореограф постановок московских и петербургских театров, постановщик в шоу «Танцы» на канале ТНТ. Там артисты – это воспитанники различных хореографических коллективов города, молодежь 14-20 лет. Через миф мы выходим на эмоциональные истории о поколенческих связях.
- Пилотный сезон в кресле директора открыл вам что-то новое о театре?
- Думаю, мой случай уникален. «Антикризисный менеджер» - так меня дочь назвала. Театр с полуразрушенным хозяйством, с коллективом в состоянии раскола, с практическим отсутствием художественного руководителя и с вернувшимся экс-директором в должности режиссера второй категории! Никогда не думала, что во мне есть силы и терпение, чтобы с этим справиться. Многие опасались, что это будет сезон потерь. А мы не потеряли, мы приобрели! Классных актеров, музыкантов, замдиректора по хозчасти (если думаете, это не важно, то ошибаетесь). А главное, раз показатели посещаемости растут, значит, мы приобрели нового зрителя!
Беседовал Петр Шатов
Фотографии Даниэллы Бершанской