Психологи утверждают, что накануне смены лет многие люди испытывают кризисные состояния: в конце года подводят итоги сделанного, намечают планы на будущее, проводят оценку результатов. Грядущее туманно, внешние факторы оптимизма не внушают, развивающийся авитаминоз провоцирует депрессию. Невольно задумаешься: а не сменить ли род деятельности, заняться, например, собственным делом? Тем более что наступающий по восточному календарю год Дракона, как уверяют астрологи, – время переоценки ценностей и здорового авантюризма, шанс воплотить самые дерзкие планы и отчаянные мечты.
Слухи об умирании сургутского бизнеса сильно преувеличены. Так, перефразируя Марка Твена, можно кратко обрисовать состояние сферы предпринимательства в нашем городе. Несмотря на внешнее экономическое давление, а возможно, и благодаря ему, бизнес в Сургуте растет и развивается. Причем речь идет прежде всего о сфере производства, услуг и социальном предпринимательстве.
– Мне сложно оценивать уровень конкуренции, но я могу оценить динамику сектора. Несмотря на все внешние потрясения, сектор бизнеса в Сургуте цветет и пахнет. Кто работал и работает, у них показатели все хорошие. Они нанимают людей, а для бизнеса взять человека – это дополнительная нагрузка, начиная от рабочего места и заканчивая налогом. У нас списочная численность предприятий увеличивается, обороты увеличиваются, доля налогов увеличивается – сектор бизнеса в Сургуте растет, – рассказала «СТ» начальник отдела развития предпринимательства Екатерина Борисова.
Урожайный год
Один из показателей хорошего самочувствия бизнеса – представительство на региональных смотрах и форумах и награды в отраслевых конкурсах. И здесь Сургут уже много лет держит лидерские позиции и по составу делегаций, и по количеству полученных дипломов. В ноябре на конкурсе «Молодой предприниматель Югры» победительницами в спецноминациях стали сразу две ремесленницы из Сургута – Евгения Присада и Анастасия Базарова. Теперь девчонкам предстоит защищать честь города на всероссийском уровне.
А с выставки-ярмарки «Товары земли Югорской» наши производители привезли и вовсе рекордное число наград – 24 диплома. Сразу девять сургутских компаний возглавили список победителей конкурса «Лучшие вкусы Югры».
– Наши пищевики производят тушенку, пакетированные супы, готовые блюда, которые нужно только разогреть. Выпускают продукцию с уникальной рецептурой, активно используя местные дикоросы: это варенья, конфеты, шоколад, колбаса с кореньями, с клюквой, даже кофе делают с какими-то чудесными шишками, сами обжаривают и фасуют, – перечисляет Екатерина Борисова. – Такие региональные оригинальные продукты – это не только насыщение рынка, но еще и продвижение Сургута, Югры в плане развития туризма. А это уже тренд развития экономики на ближайшие годы.
Широка страна моя...
– По туризму сейчас складывается очень позитивная ситуация и хорошие перспективы, – продолжает руководитель отдела развития предпринимательства. – Мы видим, что сейчас сложился общий тренд: никто уже никуда не едет в силу разных причин. Я имею в виду зарубежные проездки. И это неплохо для развития внутреннего национального туризма. Даже у нас, на Севере, люди пересматривают графики отпусков. Если раньше старались брать большой отпуск, на тридцать-сорок дней, чтобы уехать на море, то сейчас отпуска берут меньше, но чаще развивается формат уикендов, когда люди на выходные ездят на источники в Тюмень, в Нягань. Растет популярность регионального туризма, люди активно отдыхают в России.
В этих условиях у городов и регионов появилась возможность занять свое место на ранке туристических услуг. Но чтобы конкретное место ассоциировалось с каким-то видом отдыха, локацией или событием, надо уметь себя преподнести.
– Сейчас в Югре формируются пакетные туры, включающие посещение нескольких городов или локаций. Например, в Сургуте туда могут войти наши музеи – они у нас чудесные, очень интересные, но, будем честны, таких много. Нужно еще что-то, что бы отличало наш город и было интересно нашим гостям. Поэтому развитие туризма тесно связано с развитием креативных индустрий, – поясняет Екатерина Борисова.
Креатив на паузе
Югра стала первым регионом, где был принят закон о креативных индустриях. Успешно стартовав, сейчас округ не входит в число лидеров по развитию этого сектора. И этому есть вполне логичное объяснение: основой экономики региона все-таки являются другие отрасли, и никуда нам от этого не деться. Впрочем, сейчас по всей стране развитие креативных индустрий как бы поставлено на паузу: все ждут принятия федерального закона, который вот-вот должен выйти из Госдумы. На местах проходят обсуждения, намечаются приоритетные направления.
– Недавно у нас проходило большое совещание по креативному кластеру. Все решили, что надо работать и объединяться. На мой взгляд, у нас есть одна большая сложность: у нас все есть! – смеется Екатерина Сергеевна. – Есть креативный класс, он сформирован, у нас есть классная инфраструктура поддержки – она создана и работает. Представители других регионов говорят: «Вы крутые! У вас есть фонды поддержки, фонды развития, есть микрозаймы, и все эти структуры бодрые». Сегодня наша задача как органов власти состоит уже не в том, чтобы создавать, а в том, чтобы все это собрать и проанализировать. Посмотреть, что есть, чего не хватает, что нужно еще добавить, и выстроить в систему.
Что делать, когда качает
На прошедшем в ноябре Югорском экономическом форуме, где сургутская делегация была самой представительной, перед предпринимателями выступало много экспертов и бизнес-тренеров.
– Так вот, они говорили, на что обращать внимание в период экономической турбулентности, – нужно заниматься саморазвитием, – делится секретом Екатерина Борисова. – Господа, учитесь, развивайтесь, кооперируйтесь! Наступает эпоха кармы – жизни по совести, бизнеса по совести. Не надо никуда уезжать, Россия богата ресурсами и возможностями. Нужно просто честно пахать!