Все эти годы субъекты формируют совокупный бюджет в рамках программы «Сотрудничество». Он призван финансировать проекты развития, выгодные всем сторонам. Грубо говоря, регионы скидывают деньги в общий котел, а дальше получают их в рамках перераспределения. Но стоит обратить внимание на баланс вкладываемых и получаемых средств. Об этом, а также об истории создания программы «Сотрудничество», ее целях и эффекте – в интервью депутата Тюменской областной думы, экономиста Михаила Селюкова.
- Михаил Викторович, немногие сегодня помнят, как возникла программа «Сотрудничество» и для чего? Расскажите о ее истоках.
– В советское время была так называемая большая Тюменская область, но во время нашей новой истории появились, как мы знаем, три независимых субъекта РФ. И в начале 2000–х годов между властями этих регионов возникла договоренность о том, как жить в этом сложноустроенном субъекте. Она подразумевала, что определенные полномочия передаются округам, а взамен они перечисляют Тюменской области часть налоговых поступлений. А именно – 29,5% налога на прибыль. При этом по программе «Сотрудничество» часть денежных поступлений возвращается округам для реализации определенных статей.
- Какие яркие примеры проектов, финансируемых в рамках «Сотрудничества», сегодня можно назвать?
– Если говорить по Сургуту, то это корпус кардиологического центра, десяток детских садов. Есть также направления социальной поддержки югорчан – например, содействие в переселении пенсионеров. Все цели прописаны в договоре, в том числе и строительство дорог, мостов. Но если мы говорим о возведении второго моста через Обь, то в нем, к сожалению, участвует только Федерация и Югра. А средства программы «Сотрудничество» там не задействованы.
- А вы считаете, что соседей тоже стоило бы привлечь в этот проект?
– Да, на мой взгляд, Ямал и Тюменская область могли бы также поучаствовать в строительстве моста. Это, без сомнения, проект межрегионального масштаба, он нужен всем трем субъектам. Предприниматели ЯНАО и Тюменской области регулярно используют это автомобильное сообщение для транспортировки товаров и продуктов.
- Хотелось бы увидеть ситуацию в цифрах. Сколько денег Югра ежегодно перечисляет в бюджет Тюменской области и сколько получает обратно по программе «Сотрудничество»?
– В 2019 году Югра заплатила в бюджет Тюменской области порядка 38 млрд рублей, двадцать млрд из них Тюменская область оставила на свое развитие, и около 18 млрд должны вернуться в Югру. В 2020 году мы внесли 31 млрд рублей. Обратно вернулось около 14 млрд. За все время существования договора Югра перечислила в бюджет Тюменской области около 492 млрд рублей налога на прибыль. И до 2009 года еще 164,5 млрд рублей налога на добычу полезных ископаемых, который раньше направлялся в областной бюджет. В целом выходит 655 млрд рублей. Из этой суммы нам вернулось порядка 264 млрд рублей. То есть на развитие Тюменской области осталось 60% этой суммы.
- Здесь напрашивается простой вопрос: оправдывает ли цель средства?
– Изначально такая необходимость возникла из–за того, что Тюменская область на тот момент имела достаточно низкую бюджетную обеспеченность. Но сегодня ситуация изменилась. Вот, например, официальные данные Минфина о бюджетной обеспеченности Тюменской области на сегодня – она составляет 2,412. И она даже выше, чем у ХМАО. У нас этот показатель равен 1,767. На Ямале, к слову, бюджетная обеспеченность выше, чем у обоих соседей – 2,813.
Мы не обсуждаем эту договоренность, а принимаем как факт. Но, возможно, в изменившихся условиях настало время снова вернуться к обсуждению этого договора.
- От депутатов в этом вопросе едва ли многое зависит?
– Да, это прерогатива властей трех субъектов. Но кому, как не депутатам, инициировать обсуждение таких важных вопросов? Подобные решения напрямую затрагивают интересы югорчан. Мы должны отстаивать интересы нашей территории, для того чтобы в регионе и в наших городах жизнь стала комфортнее. И вопросы финансовой обеспеченности здесь стоят на первом месте. Чем больше будет налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, тем качественнее будет наша жизнь.