Современное искусство… Провоцирующее, раздражающее, наглое. Или новое, яркое, чувственное? И по сей день совокупность художественных практик, берущих начало во второй половине XX века, вызывает у зрителя самые противоречивые чувства.
– Выставка, способная погрузить в совершенно иной мир! Он может как напугать вас, так и вызвать невообразимый восторг, — так описывает экспозицию современных мастеров с ироничным названием «неПонятное искусство» Даниил Черентаев, один из гостей Сургутского художественного музея.
Выставка из собрания СХМ включает работы 15 признанных художников 20-21 вв. Ровно столько же неповторимых стилей насчитает внимательный зритель, рассматривая представленные картины. Даже не зная ни одного из авторов, к середине своего живописного путешествия мы с легкостью можем отличить эксперименты с фактурой и геоглифы Рината Миннибаева от сверкающих абстракций Татьяны Бреславцевой.
Давайте взглянем, например, на пейзажи Николая Молодцова – они открывают выставку и надолго приковывают к себе взгляд. Что мы видим? Нагромождение цветных пятен? Нет, отойдите от картины подальше. Присмотритесь еще. Кажется, теперь можно наблюдать гору и озеро? Это Аю-Даг, реально существующее географическое место. Попробуйте почувствовать настроение работы, достроить образы в голове. Картина «Солнечные дни» буквально наполняет изнутри витамином D – настолько передана автором иллюзия бликов и ясной погоды.
Как говорят искусствоведы, Молодцов «действительно «живопишет», изображая красочную, цветовую сторону того, что становится предметом его искусства.
Вкусными, сочными, щедрыми цветами отпечатываются в памяти работы художника Валерия Сахатова. Тотально желтый «Август» согревает образами созревших подсолнухов, а сине-белый «Русский зимний пейзаж» вызывает мороз по коже и какую-то щемящую ностальгию. Обязательно приглядитесь к работе сбоку — как густо, пастозно кладет этот автор мазки, словно пытается передать текстуру снега.
Преданным поклонником и адептом цвета можно назвать и московского художника Сергея Брюханова. Есть информация о том, что мастер и его ученики даже ездят в Гималаи — «за цветом».
Картины нашего земляка Геннадия Райшева пронизаны символами и аллюзиями и, безусловно, дают огромный простор для интерпретаций. Какие-то его работы более предметны («На стерльяжьем песке»), а на других, вроде картины «Зима. Кони. Дуги», придется поискать и коней, и дуги, поскольку легкоусвояемый элемент тут один — зима. Но тем приятнее будет финальное впечатление, сотканное из замысла художника и собственного понимания зрителя.
По мнению самого Райшева, до живописи добраться очень трудно, поскольку живопись – это не литература, а музыка. Если писать картину как книгу, считает художник, то получится не более чем иллюстрация, а живописные состояния, которые хочется выразить, находятся гораздо глубже уровня сознания.
Да, именно туда, за грани нашего сознания, если хотите – в душу, стремится попасть визуальный образ и стать чем-то большим, чем-то особенным, выходящим за пределы простой функции передачи элементов окружающей действительности.
Абсолютно каждая картина и автор с выставки «неПонятное искусство» заслуживают подробного анализа и разбора, и для этого в Сургутском художественном музее есть замечательные специалисты и экскурсии.
Ну, а мы вернемся к тому, с чего начали: как все-таки понять и полюбить современное искусство? Зачем нам все эти ташизмы, фовизмы, экспрессионизмы, футуризмы, лучизмы, орфизмы и прочие «–измы»? Разве мало нам классического и канонического искусства?
Для начала нужно понять и принять, что современное искусство никак не умаляет значимости предшествующих эпох и их деятелей. Классика вечна. Однако, крепко сжав себя в исключительно консервативных тисках, мы лишаемся разнообразия, мы пытаемся остановить неотвратимую и естественную эволюцию, в том числе культурологических процессов. Как пишет автор книги «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси» Уилл Гомперц, «когда речь заходит о признании современного искусства, отправной точкой должно стать не суждение о том, хорошо оно или нет, а понимание его эволюции от классических работ Леонардо да Винчи до сегодняшних заформалиненных акул и неубранных постелей».
Проблема не в том, является ли данное произведение шедевром или нет, – ее за нас решит время. Мы же, как пытливые, голодные и благодарные зрители, можем перестать сравнивать картины с фотографиями, требуя (!) от художника исключительно гиперреализма (который тоже по-своему завораживает). Отпустить буквальное восприятие и начать чувствовать. И главное – разрешить существовать разному и прекрасному, пусть временами и похожему на смысловые галлюцинации...