Эксперты зафиксировали рост обращений на навязывание дополнительных услуг и мисселинг. Так, в первом полугодии 2022 года жители регионов тюменской «матрешки» оформили 640 таких обращений. Это в три раза больше, чем год назад.
Количество жалоб на микрофинансовые организации выросло в пять раз и достигло 500, на банки – число обращений сократилось с 82 до 68.
«Жители «тюменской матрешки» жалуются на то, что вместе с кредитом или займом им предлагают различные сервисы – от СМС-информирования о платежах до консультаций юристов. Бывает, заемщиков убеждают, что без полиса страхования жизни и здоровья деньги в долг им не дадут», – рассказали в тюменском отделении ЦБ.
Более 50 раз тюменцы, югорчане и ямальцы пожаловались на мисселинг (продажа одного финансового продукта под видом другого), что в три раза больше, чем в прошлом году.
«Большая часть обращений касалась некорректной продажи полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ), которые предлагали под видом «вкладов с повышенной доходностью». К сокращению таких жалоб должны привести новые правила продаж страховых продуктов с инвестиционной составляющей, вступившие в силу с июля 2022 года. Теперь менеджеры банков обязаны предоставлять клиенту полную и достоверную информацию об особенностях и рисках ИСЖ и НСЖ, а их устные разъяснения должны полностью соответствовать информации, доведенной до него в письменной форме», – добавили в отделении.
Можно ли отказаться от дополнительных услуг – отвечает заместитель управляющего Отделением Банка России по Тюменской области Ольга Патрактинова:
– Заемщик всегда вправе самостоятельно решать, нужны ли ему дополнительные сервисы, а также может отказаться от них и потребовать назад потраченные деньги. С конца прошлого года сделать это стало проще, так как «период охлаждения» распространяется теперь не только на страховые продукты, но и на любые дополнительные сервисы. Кроме того, законом запрещено заранее проставлять в документах галочки, означающие согласие заемщика на оплату дополнительных услуг.