87.74 95.76
Дождь, Частично облачно 22°
Дождь, Пасмурная погода 15°
Дождь, Пасмурная погода 15°
: 45 13 июля 2024

Александр Викулин: «Это был высший пилотаж»

Начальник центра организации воздушного движения – о том, как небо и земля Сургута принимали «Русских витязей»

Александр Викулин: «Это был высший пилотаж»
5 минут

Знаменитая пилотажная группа в понедельник вылетела из Сургута домой. Перед этим «Русские витязи» решили совершить круг почета над городом. Многие жители видели истребители в небе. Большое внимание к пилотам со стороны жителей и властей города не оставило равнодушными именитых летчиков. На прощание они пошумели над Сургутом, пролетев дружным клином. Как признались «Русские витязи», в северном городе вопреки погоде им было тепло. И они обещают вернуться.

– В том, что они прилетят, я уверен на двести процентов. Во–первых, они сами признались, что чувствуют некий долг перед сургутянами, хотя в день вылета исполнили шикарный показательный полет над городом. Во–вторых, тоже по их признанию, они влюбились в Сургут, в город и его людей, – говорит начальник Сургутского центра организации воздушного движения Александр Викулин.

Именно его диспетчерской службе пришлось во всех смыслах  разруливать небесные потоки в дни визита пилотажной группы из боевых самолетов, совместно с наземными службами сургутского аэропорта организовывать быт гостей, а также много–много общаться. О том, как это было, Александр Викулин рассказал журналисту «Сургутской трибуны».


Город с закрытым небом


– Сложностей было очень много. Аэропорту Сургута пришлось даже создать специальную рабочую группу под руководством генерального директора Евгения Дьячкова, в которую наша служба движения тоже вошла. Диспетчеры отвечали за безопасность демонстрационных полетов, которые должны были пройти в период планового закрытия аэропорта. Небо над Сургутом тоже должно было закрыться на очень определенный установленный срок – на время проведения воздушного шоу. Ни один борт не мог ни приземлиться, ни вылететь.

- Был ли шанс, что выступление в Сургуте все же состоится?

– С момента прилета 18 сентября «Витязи» не прекращали мониторить погодные условия. Если бы хоть какой–то разрыв случился, они бы непременно вылетели. Как только такой разрыв случился в небе Нижневартовска, они тут же вылетели четверкой истребителей. Когда они вернулись, мы их дозаправили и полтора часа ждали: вдруг все же удастся организовать выступление и в Сургуте и принять решение о вылете. Когда погода улучшилась совсем немного, командир группы Андрей Алексеев принял решение, что будет пилотировать один.  Хотя бы просто для того, чтобы отдать дань уважения сургутянам: ведь выступления ждали тысячи людей.

- Почему не получилось выступить хотя бы четверкой, как в Нижневартовске?

– Облачность в тот день была очень низкой. У пилотов бы просто не получилось взаимодействовать между собой, а время взаимодействия при таких полетах составляет доли секунды. Минимальное расстояние при пилотировании в группе составляет всего один метр! Для нас, работников авиации, даже когда они взлетают в паре – это уже потрясающие впечатления. Потому что мы лучше остальных понимаем, насколько это сложно. В гражданской авиации такого попросту не бывает.




С заботой о пассажирах


- Как в это время работал аэропорт? 

– По специальному графику. Ведь все это время мы не переставали надеяться, что «Витязи» взлетят. Регулярные рейсы перенесли на четыре, семь, десять часов. Нам начали звонить авиакомпании с претензиями, что пассажиры будут недовольны. В этой ситуации мы приняли, по сути, уникальное решение: согласовав вопрос с Москвой, мы отменили временной режим и ввели кратковременные ограничения.

- А в чем разница?

– Она очень большая. Согласно федеральным авиационным правилам, этот прием используется крайне редко. Он позволил нам ограничивать взлеты и посадки других самолетов не на часы, а на интервалы в пределах одного часа: тридцать, сорок, пятьдесят минут.

- Представляю, что тут творилось, когда ограничения снимались...

– Было очень приятно видеть, когда мы дали Алексееву команду–разрешение на запуск двигателя, а он остановился и дождался полной посадки пассажирского боинга, хотя его самолет уже находился на рулежной дорожке.

 

Единой семьей


- Какое в принципе впечатление сложилось у вас о «Русских витязях»? Удалось пообщаться?

– Кроме командира Андрея Алекссеева, весь состав группы практически все время находился у нас в центре – и 15 летчиков, и 35 человек инженерно–технического состава. За 37 лет работы в авиации такого удовольствия от профессионального общения я не получал. Но если бы не работа служб аэропорта, один бы я этот визит не потянул, особенно работа наземных служб. Любые просьбы и пожелания группы выполнялись моментально. Такое взаимодействие напомнило мне годы службы в Сургутском объединенном авиаотряде, когда мы работали как единое целое – одной семьей. Гости отметили, что так, как в Сургуте, их никто и никогда не принимал. Говорят, что диспетчеры в других аэропортах нередко ворчат, что «Витязи» создают им дополнительные сложности в работе.

- А ваши специалисты не ворчали?

– Как можно? Мы же знали, что для города это колоссальный праздник. Все смены были максимально укреплены наиболее опытными работниками, чтобы обеспечить безопасное выполнение демонстрационных полетов. Да и как ворчать на героев? Ведь все они – пилоты с боевым опытом, половина технического состава прошла службу в Сирии... Кстати, один из истребителей был резервным. Я спросил у командира: «Для чего? На случай, если какая–то из машин выйдет из строя?». Он ответил: «Нет. Вдруг кому–то из группы завтра придется в Сирию улететь». Да и люди какие! Их глаза горят небом!


Выполнение полетов государственной авиацией регламентировано очень строго. Воздух должен быть полностью свободен от летательных аппаратов в радиусе десяти километров от места проведения выступления пилотажной группы. Категорически запрещены даже дроны и беспилотники. Есть особые требования ко временным интервалам взлета и посадок и другие профессиональные моменты работы диспетчеров. Со штурманами отдельно оговариваются все препятствия. И не только в месте проведения шоу, но и по пути следования к нему (в Сургуте это, к примеру, трубы ГРЭС). Все опасные точки, высоты заносятся в план полета

Array
(
    [BLOG_USE] => 1
    [BLOG_FROM_AJAX] => 
    [ELEMENT] => Array
        (
            [ID] => 962
            [~ID] => 962
            [IBLOCK_ID] => 1
            [~IBLOCK_ID] => 1
            [NAME] => Александр Викулин: «Это был высший пилотаж»
            [~NAME] => Александр Викулин: «Это был высший пилотаж»
            [PREVIEW_TEXT] => Начальник центра организации воздушного движения – о том, как небо и земля Сургута принимали «Русских витязей»
            [~PREVIEW_TEXT] => Начальник центра организации воздушного движения – о том, как небо и земля Сургута принимали «Русских витязей»
            [DETAIL_PAGE_URL] => /articles/society/aleksandr_vikulin_eto_byl_vysshiy_pilotazh/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/society/aleksandr_vikulin_eto_byl_vysshiy_pilotazh/
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
            [DATE_CREATE] => 25.01.2022 14:27:43
            [~DATE_CREATE] => 25.01.2022 14:27:43
            [CREATED_BY] => 1
            [~CREATED_BY] => 1
            [PROPERTY_5_VALUE] => 2340
            [~PROPERTY_5_VALUE] => 2340
            [PROPERTY_5_VALUE_ID] => 962:5
            [~PROPERTY_5_VALUE_ID] => 962:5
            [PROPERTY_8_VALUE] => 
            [~PROPERTY_8_VALUE] => 
            [PROPERTY_8_VALUE_ID] => 962:8
            [~PROPERTY_8_VALUE_ID] => 962:8
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [CODE] => aleksandr_vikulin_eto_byl_vysshiy_pilotazh
            [~CODE] => aleksandr_vikulin_eto_byl_vysshiy_pilotazh
            [EXTERNAL_ID] => 962
            [~EXTERNAL_ID] => 962
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 10
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 10
            [IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
        )

    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [MODULES] => Array
        (
            [iblock] => 1
            [blog] => 1
        )

    [BLOG_DATA] => Array
        (
            [BLOG_URL] => comments
            [BLOG_ID] => 1
            [BLOG_POST_ID_PROP] => 5
            [BLOG_COMMENTS_COUNT_PROP] => 8
            [BLOG_POST_ID] => 2340
            [IBLOCK_SITES] => Array
                (
                    [0] => s1
                )

        )

    [COMMENT_ID] => 2340
    [URL_TO_COMMENT] => https://stribuna.ru/articles/society/aleksandr_vikulin_eto_byl_vysshiy_pilotazh/
    [BLOG_AJAX_PARAMS] => Array
        (
            [IBLOCK_ID] => 1
            [ELEMENT_ID] => 962
            [URL_TO_COMMENT] => 
            [WIDTH] => 0
            [COMMENTS_COUNT] => 5
            [BLOG_USE] => Y
            [BLOG_FROM_AJAX] => Y
            [FB_USE] => N
            [VK_USE] => N
            [BLOG_TITLE] => 
            [BLOG_URL] => comments
            [PATH_TO_SMILE] => 
            [EMAIL_NOTIFY] => Y
            [AJAX_POST] => Y
            [SHOW_SPAM] => Y
            [SHOW_RATING] => N
            [RATING_TYPE] => 
            [CACHE_TYPE] => N
            [CACHE_TIME] => 0
            [CACHE_GROUPS] => Y
            [TEMPLATE_THEME] => 
            [SHOW_DEACTIVATED] => N
            [CHECK_DATES] => Y
            [USER_CONSENT] => Y
            [USER_CONSENT_ID] => 1
        )

)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
87.74 95.76
: 45 13 июля 2024

онлайн подписка