97.28 101.22
Пасмурная погода -3°
Снег, Пасмурная погода -7°
Снег, Пасмурная погода -7°
: 45 10 февраля 2025

Подвиги, морозы и авиакатастрофы: неделя 18-24 января в истории Сургута

Главные события недели, случившиеся в прошлом

Подвиги, морозы и авиакатастрофы: неделя 18-24 января в истории Сургута
5 минут

На минувшей неделе, но с разницей в несколько десятков лет, произошел ряд событий, важных для нашего города и всего региона.

18 января. Первая большая энергия

18 января 1970 года завершилось строительство ЛЭП-500 Тюмень – Сургут. Энергия Тюменской ТЭЦ пришла в наш город.

Прокладка ЛЭП находилась под надзором обкома КПСС. Для координации строительства был создан штаб ЦК ВЛКСМ – беспрецедентный случай в истории страны. И этот факт подтверждает всю важность происходящего – от линии зависела судьба дальнейшего освоения Тюменского севера. 

Отметим, что Сургут в середине 1960-х испытывал острый дефицит электроэнергии. Хотя промышленные предприятия того времени обзавелись дизельными электростанциями, было очевидно, что их мощности недостаточно.

В 1964 году уральское отделение «Теплоэнергопроект» получило задание выбрать площадку под строительство ГРЭС мощностью 1200 МВт. Необходимо было обеспечить ряд условий: хорошую инженерную геологию, удобный рельеф местности, наличие вблизи водоема и населенного пункта, а также транспортную доступность. Проектировщики обследовали территорию Южно-Балыкских нефтяных месторождений, районы Салыма, Ханты-Мансийска, Ляминой, Локосово, Нижневартовска, Белого Яра и Сургута. Самой удобной была признана площадка на Марьиной горе, в нижнем течении реки Черной. В 1965 году район строительства – город Сургут – был утвержден Министерством энергетики.

В 1966 году город получил электричество от энергопоезда. Тогда газеты писали: «В Сургут пришла большая энергия!». Но, конечно, до действительно большой энергии было еще далеко.

В декабре того же года началось строительство ЛЭП-500 Тюмень – Сургут. Его осуществляла Мехколонна-14. Главным инженером, а потом и начальником легендарной МК-14 был Игорь Киртбая, в честь которого названа одна из улиц Сургута. Как вспоминают современники, Игорь Алексеевич говорил, что своими очертаниями Тюменская область напоминает ему человеческую ладонь, где ЛЭП — как линии жизни, по которым можно предсказать будущее региона.

По методике, разработанной Киртбая, сооружение свайных фундаментов и уникальный монтаж опор осуществлялся при помощи вертолетов. Под его руководством был построен уникальный высотный переход. Как пишут в архивах, монтируемая в 1969 году 188-метровая опора линии электропередачи на берегу Оби была на тот момент самой высокой в СССР.

В 1970 году энергия Тюменской ТЭЦ достигла стройплощадки Сургутской ГРЭС. Это позволило ускорить запуск первых турбогенераторов пускорезервной ТЭЦ.

Строительство энергомоста имело большое значение для развития нефтяной промышленности Западной Сибири. ЛЭП стала по-настоящему энергетической линией жизни для всего Тюменского севера.

20 января. Первая нефть и последняя водка

За одиннадцать лет до пуска энергии по ЛЭП, 20 января 1959 года, произошло событие, ставшее предвестником бурного развития региона. На территории сургутского поселка Черный Мыс началось бурение первой опорной скважины Р-1. Она была предназначена для изучения строения недр и определения дальнейшего направления поисково-разведочных работ. Начальником экспедиции Сургутской нефтеразведки был Фарман Салманов, руководил бригадой бурения Николай Багдасарянц.

Надо сказать, что скважину бурили вплоть до 6 марта, достигнув глубины 3087,5 метра. Но она не дала фонтана, хотя керн, поднимаемый из сургутских недр, имел стойкий запах нефти. Зато нашли артезианский источник, воду из которого горожане потом активно использовали в лечебных целях. После отработки скважины оборудование было перевезено на новую точку – в район Марьиной горы, где сейчас располагается Сургутская ГРЭС-2.

Кстати, первая скважина сохранилась на своем историческом месте до сих пор. Увидеть ее можно вблизи дома легендарного геолога Фармана Салманова.

Любопытный исторический факт. В 1975 году, 20 января, была опубликована информация, что с начала года сургутяне отправили сорок тысяч телеграмм в разные уголки СССР. Численность населения города тогда составляла 76 тысяч человек. С развитием интернета телеграммы практически перестали существовать как способ передачи информации. Но с декабря 2024 года отделения Почты России в Югре вновь начали предоставлять телеграфные услуги. Отправить телеграмму можно в 21 крупном почтовом отделении региона.

20 января, но уже 1996 года, произошло событие, не особое примечательное, но, возможно, послужившее основой для развития в нашем городе идеи здорового образа жизни – на сургутском пивзаводе был полностью остановлен выпуск водки. Сургутяне так и не попробовали сорта «Обская», «Сургутская» и «Сидоров».

22 января. Самый лютый мороз и авиакатастрофы

22 января 1964 года был зафиксирован абсолютный минимум температуры в Сургуте – минус 54,2 градуса. Приблизиться вплотную к этой отметке удалось впоследствии лишь однажды – 11 января 2006 года.

А вот самая холодная зима в городе за всю историю метеонаблюдений была зафиксирована в 1968 году. Тогда средняя температура держалась на отметке в минус 30 градусов, с частыми похолоданиями до минуса 40. В этом веке, по сообщениям СМИ, самую морозную зиму сургутяне наблюдали в 2009 году. Тогда средняя температура воздуха составляла около 33 градусов ниже нуля.

В 1971 году конец января стал трагичным для Сургута. С разницей в несколько дней дважды вблизи города разбивались самолеты Ан-12.

22 января борт СССР-11000, летевший из Омска, потерпел крушение в нескольких километрах от аэропорта. Самолет при развороте вошел в крен и рухнул. Погибли 14 человек. Причина – недостаточная эффективность противообледенительной системы. Через девять дней, 31 января, та же участь постигла и второй Ан-12 (борт СССР-12996) при аналогичных обстоятельствах. Самолет, доставлявший в Сургут двенадцать тонн мороженой тихоокеанской сельди, самопроизвольно вошел в крен и упал в тринадцати километрах от аэропорта. Погибли семь человек.

Эти трагедии выявили недостатки в системе управления отбором воздуха. Сделанные выводы позже стали основанием для изменений в конструкцию Ан-12 в целях предотвращения подобных катастроф в будущем.

Больше об истории Сургута:

Array
(
    [BLOG_USE] => 1
    [BLOG_FROM_AJAX] => 
    [ELEMENT] => Array
        (
            [ID] => 22841
            [~ID] => 22841
            [IBLOCK_ID] => 1
            [~IBLOCK_ID] => 1
            [NAME] => Подвиги, морозы и авиакатастрофы: неделя 18-24 января в истории Сургута
            [~NAME] => Подвиги, морозы и авиакатастрофы: неделя 18-24 января в истории Сургута
            [PREVIEW_TEXT] => Главные события недели, случившиеся в прошлом
            [~PREVIEW_TEXT] => Главные события недели, случившиеся в прошлом
            [DETAIL_PAGE_URL] => /articles/nit_vremeni/podvigi_morozy_i_aviakatastrofy_nedelya_18_24_yanvarya_v_istorii_surguta/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/nit_vremeni/podvigi_morozy_i_aviakatastrofy_nedelya_18_24_yanvarya_v_istorii_surguta/
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [DATE_CREATE] => 24.01.2025 16:00:12
            [~DATE_CREATE] => 24.01.2025 16:00:12
            [CREATED_BY] => 32
            [~CREATED_BY] => 32
            [PROPERTY_5_VALUE] => 22990
            [~PROPERTY_5_VALUE] => 22990
            [PROPERTY_5_VALUE_ID] => 22841:5
            [~PROPERTY_5_VALUE_ID] => 22841:5
            [PROPERTY_8_VALUE] => 
            [~PROPERTY_8_VALUE] => 
            [PROPERTY_8_VALUE_ID] => 22841:8
            [~PROPERTY_8_VALUE_ID] => 22841:8
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [CODE] => podvigi_morozy_i_aviakatastrofy_nedelya_18_24_yanvarya_v_istorii_surguta
            [~CODE] => podvigi_morozy_i_aviakatastrofy_nedelya_18_24_yanvarya_v_istorii_surguta
            [EXTERNAL_ID] => 22841
            [~EXTERNAL_ID] => 22841
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 32
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 32
            [IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
        )

    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [MODULES] => Array
        (
            [iblock] => 1
            [blog] => 1
        )

    [BLOG_DATA] => Array
        (
            [BLOG_URL] => comments
            [BLOG_ID] => 1
            [BLOG_POST_ID_PROP] => 5
            [BLOG_COMMENTS_COUNT_PROP] => 8
            [BLOG_POST_ID] => 22990
            [IBLOCK_SITES] => Array
                (
                    [0] => s1
                )

        )

    [COMMENT_ID] => 22990
    [URL_TO_COMMENT] => https://stribuna.ru/articles/nit_vremeni/podvigi_morozy_i_aviakatastrofy_nedelya_18_24_yanvarya_v_istorii_surguta/
    [BLOG_AJAX_PARAMS] => Array
        (
            [IBLOCK_ID] => 1
            [ELEMENT_ID] => 22841
            [URL_TO_COMMENT] => 
            [WIDTH] => 0
            [COMMENTS_COUNT] => 5
            [BLOG_USE] => Y
            [BLOG_FROM_AJAX] => Y
            [FB_USE] => N
            [VK_USE] => N
            [BLOG_TITLE] => 
            [BLOG_URL] => comments
            [PATH_TO_SMILE] => 
            [EMAIL_NOTIFY] => Y
            [AJAX_POST] => Y
            [SHOW_SPAM] => Y
            [SHOW_RATING] => N
            [RATING_TYPE] => 
            [CACHE_TYPE] => N
            [CACHE_TIME] => 0
            [CACHE_GROUPS] => Y
            [TEMPLATE_THEME] => 
            [SHOW_DEACTIVATED] => N
            [CHECK_DATES] => Y
            [USER_CONSENT] => Y
            [USER_CONSENT_ID] => 1
        )

)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
97.28 101.22
: 45 10 февраля 2025

онлайн подписка