Актриса, бывший журналист, а теперь вот еще и режиссер... Сургутянка Дарья Дзюненко взяла приз зрительских симпатий на одном из самых престижных международных кинофестивалей «Дух огня». Внимание: девушка не только сама написала сценарий и выступила в роли режиссера картины, но и снялась в одной из главных ролей. Работа Даши соперничала в номинации «микрофильмы» со взрослыми участниками. Ее кинотанцу «Море» отдали предпочтение большинство зрителей интернет-голосования. Даша рассказала, почему ее трехминутный ролик нужно смотреть всем: женщинам, мужчинам и детям – и как это поможет стать счастливым.
Очень хотим быть любимыми
– Кинотанец «Море» посвящен токсичным взаимоотношениям. Он о том, что мы, люди, очень хотим иметь друзей, быть любимыми в семье. Причем как в детско-родительских отношениях, так и в партнерских, с мужем, женой. Но эти отношения бывают манипулятивны, с нарушением личных границ. Мы тянемся к человеку, желая получить любовь, поддержку и понимание. А в ответ получаем нарушение границ и использование нас. Но мы продолжаем тянуться, потому что… почему – у каждого свой ответ. Наверное, потому что мы очень сильно хотим этой любви. И для нас это возможность ее получить. А может, просто привычка или неосознанность, когда не понимаем, в каких отношениях мы состоим на самом деле.
- Как родилась идея для кинотанца?
– Идея складывалась как пазл. Я всегда что-то придумываю, у меня много блокнотов исписано с идеями спектаклей, танцев каких-то видеоработ. И вот сошлись несколько фрагментов одной картины. Я накопила жизненный опыт, наблюдая за людьми, и знания, которые получила, когда училась на психолога. Манипуляции и неосознанность часто встречаются в человеческих отношениях. А люди не понимают, что с ними происходит, и попадают в сложные жизненные ситуации. Осознать, что с тобой происходит и почему, – это первый шаг к решению проблемы. И вот сестра прислала мне музыку, которая меня захватила. Потом я увидела, как танцует Оля Биккулова…
- Это девушка, которая в фильме играет море?
– Сейчас расскажу. У Оли в теле так много этих удивительных волн, такая пластичная и грациозная система движений, которая напоминает волны. А еще у нее длинные волосы. Образ Оли вдохновил. И я начала продумывать сценарий. И создалась такая аллегория. Оля стала воплощением токсичных отношений. Красивая манящая мрачная девушка, которая как бы заглатывает людей, как если бы мы ныряли в море и тонули в пучине этих ядовитых отношений.
Заглянуть внутрь себя
- Какая интересная сложилась параллель…
– Чем больше мы погружаемся в манипулятивные отношения, не разрешая этот внутренний конфликт, не выясняя, почему происходит манипуляция, не решая этот вопрос с партнером, тем глубже мы увязаем. Тем сильнее мы становимся скованы, тем сложнее нам потом из них выйти. Как если бы мы опускались все ниже ко дну. В этом видео мы показали несколько вариантов взаимоотношений. Например, мужа и жену, родителей и детей, подростков. Причем истории про то, как дети могут пользоваться родителями и как родители могут навязывать свою волю детям. А еще у нас показана внутренняя борьба, внутренний мир. Видно, что происходит снаружи, когда человек поддается манипуляции, и что внутри. Мы скрываем что у нас внутри. Мы можем делать что-то с улыбкой на лице, а внутри будет страх, или боль, или ненависть. В нашем фильме эти чувства видно на отражающих поверхностях и в танце. Например, подростки смеются над девочкой, и та улыбается им в ответ. А потом переводим камеру на витрину и видим, что она плачет, внутри у нее боль и тоска.
- Вы выбрали довольно оригинальный жанр для фильма.
– В кинотанце история рассказывается как средствами хореографии, так и средствами кино. И получается, что в нашей работе есть танец. В нем мы искали плавные линии, работу с образом, волны, некое такое плавание, ныряние. Мы работали с волосами, как с волнами. Финальный и первый кадр – это когда сквозь волны волос пробиваются руки тех, кого засосало в эту пучину моря токсичных взаимоотношений.
Что про нас?
- Проблему взаимоотношений в фильме вы озвучили, а вот пути решения?
– Мы не ставили такой задачи, чтобы рассказать пути разрешения, потому что все очень индивидуально. Хотели просто показать ощущение состояния внутренней борьбы, боли, но притягательности таких привычных и токсичных взаимоотношений. Когда нам больно, но мы как-то повязаны в этих отношениях. Не можем вырваться или не хотим, потому что это уже понятно нам и привычно. Это видео как шаг к осознанию. Посмотрите, почувствуйте, это про вас, не про вас? Если про вас, то что про вас?
- Расскажи про актерский состав, видно, что ребята – профессионалы.
– Мужа сыграл актер Сургутского музыкально-драматического театра Виталий Ковалев. А жену – преподаватель хореографического отделения детской школы искусств Наталья Стефанкова. Сына – Артем Злобин, отца – Максим Роженцов. Оба выпускники кафедры режиссуры СурГУ. Девочек-подростков сыграли актрисы художественно-образцового коллектива «Театр книги». В паре мать и дочь мамой стала Ирина Тайлакова, она единственная была без актерского образования, психолог.
- Сразу нашли общий язык на съемочной площадке?
– Актерский состав подобрался сильный. Настолько они чувствовали друг друга. Ясно и точно работали. Приходили на площадку и как профессиональные артисты спрашивали перед тем, как вжиться в роль: сколько лет мы в отношениях? почему сейчас я делаю так? а куда она собирается, куда красится? Когда мы работали с отцом и сыном, то последний спрашивал: а откуда я сейчас пришел, как долго отец меня не видел? Какие-то такие важные вопросы, которые задают профессионалы. Работать с такими ребятами было огромное удовольствие.
Прожить чувства вместе
- Операторская работа тоже впечатляет…
– Оператор и режиссер монтажа Вероника Вибодовская. Она так тонко чувствует, так красиво видит, так музыкально слышит. Я была еще и актрисой в этом фильме, и в следующий раз мне бы хотелось быть только по одну сторону камеры. Только режиссером. Чтобы была возможность все это видеть со стороны. Но мне нравилось, как Вероника воплощала то, что я хотела видеть и озвучивала ей словами. Она мастер технических аспектов. Она смогла воплотить эту внутреннюю тьму, показать этого внутреннего демона. Который не здесь и сейчас, не реальный человек, а нечто, как призрак рядом с нами и готов поглотить нас и уничтожить. С помощью света, ракурсов и динамики Вероника смогла создать атмосферу пучины.
- Почему вообще выбрали такую мрачную тему для фильма?
– Отношения – то, что нас питает или, наоборот, опустошает. В зависимости от того, какие люди с нами и как мы выстраиваем с ними отношения, мы либо счастливы, наполнены и можем делать добро в этом мире, либо опустошены, разочарованы, недолюблены. И в нас появляется ненависть, мы разрушаем все вокруг. Важно создавать свою жизнь так, чтобы рядом были люди, с которыми хочется эту жизнь делать счастливее и прекраснее. А с другой стороны, наверное, в этом видео я еще подвела какой-то итог своих наблюдений и личных переживаний, переживаний близких. Ведь искусство – способ осознания и проживания эмоций, в том числе самых тяжелых. Музыка, танец, кино, театр, живопись – то, что позволяет нам увидеть себя со стороны в каких-то персонажах и прожить свою боль. Увидеть, что мы не одни такие и не у одних нас эти проблемы.
Почувствовать некую солидарность…
– Когда мы понимаем, что не одни в какой-то сложной ситуации, становится немного легче. Искусство дает нам силы преодолеть любую боль и выйти в это состояние творца. Когда мы можем проститься с негативными чувствами и эмоциями и наполнить себя чем-то новым. Питающим, радующим. Искусство – великая сила.
- Прямо-таки полноценный психологический тренинг!
– Все искусство несет такую важную функцию. Когда я училась на психолога, нам говорили, что один из самых эффективных способов научиться работать со своими эмоциями и чувствами – сходить в театр. Или, например, смотреть кино и понимать, что происходит с персонажами, почему с ними так произошло, что они в этот момент чувствуют. А есть ли что-то похожее у меня? А как справился персонаж с этой ситуацией? А он справился? Почему не справился? А что я могу делать в этой сложной ситуации? Искусство само по себе терапевтично. Но почему-то это не всегда осознается. Может, сейчас за искусством закрепляется какая-то максимально развлекательная функция и теряется эта сущность. Хотя развлечение – это тоже хорошо. Через развлечение тоже освобождается много эмоций. Ведь смех – физиологический аналог плача. Когда человек смеется, то избавляется в том числе от негативных эмоций. Для меня театр и психология – это как два ключа единого источника понимания человека.
Фото: из личного архива Дарьи Дзюненко