С 1 сентября в кинотеатрах компании «КАРО-продакшн» стартует фильм «Календарь майя», снятый по подростковой повести российской писательницы Виктории Ледерман. Автор детских произведений провела несколько встреч со школьниками Сургутского района. Писатель была удивлена, насколько читающая аудитория ей досталась. С ее слов школьники Сургутского района – это «лес рук и миллион вопросов»: и про героев ее произведений, и личных. Например, как стать писателем или сколько можно заработать, написав книгу. С журналистами «Сургутской трибуны» Виктория Ледерман поделилась и секретами вдохновения, и коммерческой тайной – сколько же все-таки зарабатывает писатель.
– Виктория, давайте сначала поговорим про фильм. Каково это – наблюдать, как оживают герои произведения, написанного тобой?
– Эти чувства можно сравнить с рождением и воспитанием ребенка. Это вроде как твое детище, но уже и не твое, потому что ты его отпустил. Так и с текстом: теперь это уже не твое произведение, а результат работы большого количества людей и предмет обсуждения зрителей, которым фильм может и не понравиться.
Я была и на предпоказе, и во время съемок кино присутствовала на площадке. Удивлена в хорошем смысле. Снять детское кино – это титанический труд. Команда «КАРО-продакшн» работает без нареканий, идеально подобранные актеры: и опытные взрослые, и дебютанты-дети. Когда смотрела фильм, было ощущение, что мы с режиссером мыслим одинаково. Фильм получился прекрасный – очень добрый и семейный. Кстати, первая зрители, которые были на предпоказе, после просмотра одарили нас овациями. Чувства непередаваемые, я не смогла сдержать эмоций и после того, как все встали и стали хлопать, вышла из зала. С 1 сентября фильм выходит в прокат в городах России.
Плохо оплачиваемое хобби
Подростковая повесть «Календарь майя» – это фантастическое произведение. Рассказывает о трех шестиклассниках, жизнь которых стала проходить в обратном порядке после некрасивой выходки одного из героев. Когда Виктория Ледерман работала над этим произведением, она ориентировалась на своего внутреннего ребенка и писала то, что было бы ей интересно читать в подростковом возрасте.
– Виктория, в прошлом вы учитель иностранных языков, то есть долгое время тесно общались с детьми. Сюжеты для своих произведений берете из реальных ситуаций, которые, возможно, случались во время работы в школе?
– Можно и так сказать. Также подсматриваю что-то на улице – это если речь идет о школьной прозе. С фантастикой сложнее, что-то все-таки приходится придумывать. Но я сама в детстве любила такие произведения, чтобы мир наш, герои были реальными – никаких фей и гоблинов.
– Когда встречается человек творческой профессии, хочется спросить – как вы к этому пришли? Как стать писателем?
– Я не знаю, как другие, но я пришла и случайно и в то же время неслучайно. Я была пишущим и читающим ребенком, что-то писала с девяти лет. Но никогда никому не показывала. В 2014 году отправила текст произведения «Календарь майя» на литературный конкурс имени Крапивина. Это было неслучайно, я узнала о премии и долго думала, что бы я могла отправить на конкурс, и целенаправленно писала. Меня заметило издательство – и понеслось. Я хотела написать что-то именно для подростков, и, видимо, у меня получилось, потому что книга хорошо покупается, уже продано более двух тысяч экземпляров.
И, кстати, я не считаю себя представителем творческой профессии. Литература для меня – это любимое хобби, которое, к сожалению, плохо оплачивается.
– Насколько плохо?
– Ваши школьники мне тоже задавали этот вопрос (смеется), но мне нечего скрывать, я все расскажу. За эту книгу я получила аж 8000 рублей. Поэтому я и говорю, что это хобби. На мой взгляд, писатель в современном мире обязательно должен иметь профессию. За что писатель получает деньги, рассказываю: издается книга определенным тиражом, и на изготовление каждой издательство тратит примерно по 200 рублей. Книгу отдают в магазин, магазин делает свое наценку. Например, продает экземпляр за 1000 рублей. Так вот, писатель после продажи своей книги получает пять процентов от тех 200 рублей, которые издатель потратил на изготовление книги. Это очень мало. Поэтому, чтобы заработать, нужно иметь очень хорошие тиражи – продать хотя бы пять тысяч экземпляров. Для начинающих авторов тираж в две тысячи книг считается очень хорошим.
Из нечитающего в читающего
– Сейчас представители всех профессии (и хобби) себя продвигают в социальных сетях. Вы научились продвижению личного бренда?
– Сама я своим продвижением не занималась – это все делало издательство: связывалось с блогерами, организовывало встречи с читателями. Но, на мой взгляд, ничего лучше сарафанного радио еще не придумали. Особенно если мама одного нечитающего ребенка говорит другой маме такого же, что он прочел вашу книгу взахлеб и теперь превратился в читающего и просит еще новых книг (смеется). Все, считайте успех обеспечен.
– Сколько страниц вы написали за два года? Откуда брать вдохновение?
– В книге 240 страниц, и я их писала два года. Бывает, что 500 страниц пишутся десять лет. Знаю, что это долго. И если бы я знала, где брать вдохновение, то сидела бы возле этого колодца и черпала там истории для книг. А так писатель живет обычной жизнью, делает бытовые дела и параллельно в голове прокручиваются истории, идеи для произведений. И, к слову, это тяжело – находиться в таком состоянии долго. Для меня лучше так: появилась идея, зацепилась за нее, разработала историю и написала. «Календарь майя» я писала два года, приостанавливала, выныривала, хватала воздух и ныряла обратно в книгу.
К сожалению, без вдохновения я не могу. Как ребенка невозможно заставить рисовать, если он не хочет, так и я не могу писать по техзаданию. Если писатель – это профессия, то такой подход к успеху не приведет, потому что придется укладывается в определенные сроки.