До конца года – ориентировочно в декабре – будет разыгран новый конкурс среди автотранспортных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. Предполагается, что контракты будут заключаться на три года. И принять участие в торгах смогут все предприятия, отвечающие условиям контракта: обладающие необходимым автопарком, штатом специалистов и так далее.
Напомним, что в настоящее время такой контракт заключен лишь с одним подрядчиком – обществом «СПОПАТ», которое, в свою очередь заключило договоры субподряда с другими автотранспортными предприятиями. Ранее предполагалось, что схема будет действовать семь лет. Но от нее решили отказаться. Об этом рассказал депутат городской думы Владимир Болотов, который вместе с коллегами по городскому парламенту Татьяной Калиниченко, Богданом Гужвой, Владимиром Клишиным и Виктором Пономаревым (вся команда – руководители предприятий – прим. ред.) создали рабочую группу, чтобы помочь главному пассажироперевозчику выйти из тупиковой ситуации. Ну и в результате – привести, наконец, в порядок работу общественного транспорта в нашем городе.
Работа ведется по трем сферам. Первая – срочное погашение долгов перед субподрядчиками и поставщиками топлива. Для этого СПОПАТ взял кредит в 140 миллионов рублей, а город выделил средства, чтобы этот долг погасить.
Вторая – это корректировка маршрутной сети. Речь не идет о возвращении к старой карте пассажироперевозок с добавлением новых маршрутов. Менять планируют уже новую схему: и качественно (географию), и количественно (число и вместимость автобусов на маршрутах).
– Мониторинг пассажиропотока по итогам состоявшейся маршрутной сети показал, что некоторые маршруты просчитаны некорректно. Они не показывают фактической загрузки, то есть содержат недостоверные данные, – пояснил Владимир Болотов. – В час пик нужно вводить автобусы большого класса, не в часы пик они будут меняться на автобусы среднего и малого классов. Потому что себестоимость этих перевозок очень разная: расход топлива, запчастей, машиночасов и так далее. Будут и локальные изменения, направленные на то, чтобы поменять и саму маршрутную историю: где-то сократить маршрут, где-то наоборот. Или пустить транспорт по другой улице, чтобы повысить нагрузку.
Эта корректировка должна произойти до конца октября.
Ну и третий пункт плана – новая конкурсная документация для определения новых подрядчиков на маршруты. Она должна быть готова к декабрю.
– Если все пойдет по плану, то к новому году маршруты будут разыграны напрямую. «СПОПАТ» уйдет от схемы субподрядчиков и заберет тот объем, который соответствует его производственным мощностям. Это позволит избежать издержек, которые возникают при трансферте платежей через «СПОПАТ», – уточнил Владимир Болотов. – И в итоге сложится ситуация, когда каждый перевозчик получит тот объем, который он способен обеспечить качественным транспортом и качественными услугами. И нагрузка, мы надеемся, будет посчитана адекватно. Тогда та финансовая модель, которая предполагает два источника поступления средств – от города и от продажи билетов – все-таки позволит предприятиям не только закрывать свои расходы, но и иметь некую нормативную прибыль.
Отметим, общая продолжительность маршрутов общественного транспорта –1560 км. Почти столько же, сколько у Нижневартовска, Нефтеюганска и Ханты-Мансийска вместе взятых.