86.55 94.38
Дождь, Пасмурная погода 12°
Частично облачно 15°
Дождь, Частично облачно 17°
: 45 25 июля 2024

Почему в России растут цены на бензин: главная причина

Почему в России растут цены на бензин: главная причина
9 минут

Цены на бензин и дизельное топливо в России растут несколько недель подряд. В сентябре цены на заправках изменились так сильно, что недовольство граждан жадностью нефтяников дошло до президента. Обычная для России ситуация: нефтяники поднимают цены, тихое негодование россиян переходит в громкое, доходит до главы государства, УФАС начинает проверки, президент созывает глав крупных нефтяных компаний на совещание, цены «замораживают».

В этот раз большинство российских экономистов связывают ситуацию на рынке топлива с вступившим в силу законом о корректировке топливного демпфера. Выплаты нефтяникам по бензину и дизельному топливу сократили на 50 процентов с 1 сентября 2023 года по 31 декабря 2026 года.

Повод, а не причина

– Повышение цен началось раньше, до снижения демпферных выплат. Причина – экспортировать нефтепродукты после обвала рубля выгодней. Кроме того, выросли поставки на военные нужды, прежде всего на юге страны. В сентябре начались плановые ремонты на НПЗ. В общем, идеальный шторм. Власти пытаются разрулить проблему, но пока не очень получается, – прокомментировала ситуацию в переписке с корреспондентом СТ экономист-географ Наталья Зубаревич.

  • По данным Росстата, цены на бензин и дизельное топливо выросли за неделю с 5 по 11 сентября, в 79 регионах России. Наибольший рост зарегистрирован в Карелии – 3,2 процента. По данным обзора Агентства нефтегазовой информации, в Югре наибольший рост цен произошел у оператора «Иртышнефтепродукт» – дизельное топливо подорожало на 12 рублей. УФАС по Югре объявил о начале проверок на АЗС. «ФАС пресекает нарушения закона о защите конкуренции на рынке. Все территориальные органы в настоящее время проводят мониторинг ситуации на рынке нефтепродуктов. В случае выявления нарушений ведомством будут приняты меры антимонопольного реагирования», – заявили в ведомстве.

Среди других причин роста цен на топливо сейчас называют и сложности с доставкой нефтепродуктов. Однако экономист Константин Селянин подчеркивает, что корни не новой для страны проблемы несколько глубже.

– Вступивший в силу закон о корректировке топливного демпфера я бы не назвал причиной. Это повод. Как мне представляется ситуация. Такие дорогие нефтепродукты в стране, которая занимает одно из первых мест по экспорту нефти, по добыче нефтепродуктов, по запасам – это некий оксюморон. Во всех нефтедобывающих странах цена нефтепродуктов низкая. К примеру, в Иране бензин стоит дешевле, чем питьевая вода – 30 центов за литр. В Венесуэле – три цента за литр. Даже в таких богатых странах, как Норвегия или Саудовская Аравия, цены низкие, ниже чем в России. И это совершенно нормальная ситуация. Потому что эту привилегию, которую природа подарила России, надо использовать на благо своей экономики. Конечно, закономерно не должно быть никакого дефицита бензина в России. И, конечно, не должно быть цен, сопоставимых с мировыми или с ценами в богатейших странах.

– Но почему тогда цены стабильно растут?

– Начну с пресловутого демпфера. Я напомню, что он был введен как мера, обеспечивающая упущенную прибыль нефтяников от сокращения экспорта. Само по себе это довольно странное решение. Я не могу привести пример ни одной отрасли, которая получала бы такую преференцию. Такого нет нигде, а с нефтяниками есть. Это, видимо, самая обездоленная отрасль у нас.

Теперь этот демпфер снизили на 50 процентов. Это для нефтяников послужило поводом для повышения цен и создания, я считаю, искусственного дефицита. Не может быть в нефтедобывающей стране дефицита топлива, в принципе. Если он не спровоцирован намеренно. Почему-то заводы начали закрываться массово на ремонт именно сейчас...

  • Закон о топливном демпфере предусматривает выплаты нефтяникам за поставку бензина и дизельного топлива на внутренний рынок. По данным Минфина, российский бюджет в июле 2023 года выплатил нефтяным компаниям по топливному демпферу 110,4 млрд рублей

Власть многих

– Если говорить не о поводах, а о причинах, почему растут цены на нефтепродукты и почему нехватка, это связано со структурой рынка нефтепродуктов в России.

Я объясню, что я имею в виду. В свое время, в 2005-2006 годах я возглавлял рабочую группу при Государственной думе Российской Федерации по созданию биржи нефтепродуктов. У меня была возможность максимально в этот рынок погрузиться. Какие выводы из этого я сделал?

Первое, российский рынок нефтепродуктов – это локальный рынок. Он не имеет никакой зависимости от рынков других стран. Практически все продукты, которые производятся в России, в России же и потребляются. Исключение – мазут и дизтопливо в небольших количествах. Никакого российского бензина в Европе нет. Это означает, что все экивоки на цену нефти, на цену бензина в других странах, неуместны. Рынки нефтепродуктов во всех странах локализованы. Нет никакого мирового рынка нефтепродуктов, никакой мировой цены на бензин. На нефть есть, а на бензин нет.


Цена на АЗС Сургута в 2002 году, фото: Александр Онопа

Второе. Почему в России цены всегда растут, несмотря ни на что: падает нефть или растет, укрепляется рубль или падает? Почему этот рынок не реагирует ни на какие факторы? Ответ очень прост. Этот рынок в высокой степени монополизирован. На этом рынке сложилась так называемая олигополия – власть многих. У нас семь – восемь ВИНКов (вертикально интегрированных нефтяных компаний) контролируют более 80 процентов добычи, более 80 процентов переработки, более 80 процентов розницы. То есть они либо напрямую владеют автозаправками, либо автозаправки являются частными, но получают нефтепродукты от определенной компании.

Как и в любой олигополии, они выставляют цены исходя из своих интересов, не обращая внимания на рыночные факторы, на интересы других участников и так далее. Вот какая им нужна цена, такую они и установят. Тогда, когда они это решат. Имея или не имея для этого причин. Вот к чему приводит монополизация рынка.

Обратите внимание, что только в нескольких случаях это оказывалось не так, когда президент вызывал всех нефтяников, и они брали на себя обязательства добровольно заморозить цены на три-шесть месяцев.

Я думаю, что и сейчас уже на днях что-то подобное произойдет. Другой управы на них нет. Пока останется такая структура рынка нефтепродуктов: семь-восемь компаний, которые фактически находятся в картельном сговоре. Они могут даже не вести друг с другом переговоров, у них одни интересы. Они действуют согласовано. Одна компания поднимает цены, тут же вторая. Это же очевидно.

Может и ФАС, но

– Из этой ситуации есть выход?

– Есть только один способ избежать такого оксюморона, когда в нефтедобывающей стране есть дефицит топлива, безумные относительно экономики и доходов населения цены. Разрушать монополию. Это означает, что даже крупнейшие компании должны владеть не более чем половиной добычи переработки и сбыта нефтепродуктов. Тогда рынок станет конкурентным и цены будут определяться рыночными факторами. Основным рыночным фактором являются доходы граждан. Если доходы граждан не растут, цена на бензин в нормальных рыночных условиях вырасти не могут.

– Чтобы добиться этой идеальной ситуации, нужны годы. А сейчас заявленные проверки ФАС дадут результат?

– Вы правильно указали, что этим должна заниматься ФАС. И нужно признать, что при прежнем руководителе Игоре Артемьеве это достаточно активно пытались сделать. Не получилось. Если вы помните, накладывали штрафы на нефтяные компании, как-то урезонивали их. А сейчас этого нет.

Если посмотреть на антимонопольное законодательство, в том числе и действующее сейчас, оно гласит: признаком картельного сговора является как раз доля рынка, о которой я говорю. Картельный сговор постулируется на основании этого. Раз у ограниченного числа компаний больше 50 процентов – то картельный сговор есть. Его не надо доказывать.


Цена на топливо в Сургуте в августе 2021 года, фото: Александр Онопа

Антимонопольная служба, поэтому и антимонопольная, что она должна эти монополии пресекать или накладывать штрафы за соответствующие действия. Как мы видим, у нас антимонопольная служба не занимается прямыми обязанностями. Антимонопольная служба много чего может, вплоть до того, что запретить деятельность таких компаний, принудительно по закону раздробить их, как это было сделано в Америке в двадцатых годах с железнодорожной отраслью. Это делается довольно быстро. Вы правы: на это уходят годы, но не десятилетия. Действительно, раздробив эти компании, мы только через два-три года увидим конкурентный рынок. Но увидим. Обязательно.

Что касается президента, то обратите внимание, что это не его функция – управлять экономикой, кого-то к чему-то призывать. Но это то, что практически есть в России. Я не знаю, кто еще может служить управой на такое мощное лобби. Хотя, повторю, что это не его функция. Это означает, что у нас все управление экономикой свелось к властительному окрику.

  • По данным из открытых источников цена на бензин в России складывается из следующих составляющих: 30 процентов – налоги на добычу полезных ископаемых и на дополнительный доход 21 процент – акцизы 18 процентов – НДС Остальное – стоимость нефти, переработка, логистика и пр. Чистая прибыль продавца — около пяти процентов.

Прогноз

– Сейчас каков ваш прогноз: грозит ли дефицит топлива, в том числе и Югре?

– Дефицита стоит бояться вот по какой причине. Сейчас идет уборочная кампания, и в сельскохозяйственных регионах чуть до бунта ни доходит. Те же зерновые, которые сейчас убирают, невозможно при дефиците топлива убрать. Там гигантские убытки. Это скажется на российской экономике. Многие теряют от этого. Выигрывают нефтяники, проигрывают все остальные отрасли.

Чего можно ожидать. При тех условиях, которые я описал, сложно ждать каких-то действий от ФАС. Поэтому и прогноз такой. В ближайшие дни состоится совещание у президента с участием нефтяников. Они скажут: ой, как же так, сейчас мы все запасы извлечем, сделаем все, чтобы не было дефицита, заморозим цены на какое-то время или даже снизим. Но пройдет два-три-пять месяцев, и ситуация вернется в статус-кво. Это все равно, что при гангрене прижигать йодом. Наверное, это как-то поможет на время, но язва-то не в этом заключается. Порок – в структуре рынка нефтепродуктов. Пока эта структура не будет изменена, это будет продолжаться и продолжаться.

Array
(
    [BLOG_USE] => 1
    [BLOG_FROM_AJAX] => 
    [ELEMENT] => Array
        (
            [ID] => 14823
            [~ID] => 14823
            [IBLOCK_ID] => 1
            [~IBLOCK_ID] => 1
            [NAME] => Почему в России растут цены на бензин: главная причина
            [~NAME] => Почему в России растут цены на бензин: главная причина
            [PREVIEW_TEXT] => 
            [~PREVIEW_TEXT] => 
            [DETAIL_PAGE_URL] => /articles/economics/pochemu_v_rossii_rastut_tseny_na_benzin_glavnaya_prichina/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/economics/pochemu_v_rossii_rastut_tseny_na_benzin_glavnaya_prichina/
            [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
            [DATE_CREATE] => 17.09.2023 13:48:59
            [~DATE_CREATE] => 17.09.2023 13:48:59
            [CREATED_BY] => 15
            [~CREATED_BY] => 15
            [PROPERTY_5_VALUE] => 14884
            [~PROPERTY_5_VALUE] => 14884
            [PROPERTY_5_VALUE_ID] => 14823:5
            [~PROPERTY_5_VALUE_ID] => 14823:5
            [PROPERTY_8_VALUE] => 1
            [~PROPERTY_8_VALUE] => 1
            [PROPERTY_8_VALUE_ID] => 14823:8
            [~PROPERTY_8_VALUE_ID] => 14823:8
            [LANG_DIR] => /
            [~LANG_DIR] => /
            [CODE] => pochemu_v_rossii_rastut_tseny_na_benzin_glavnaya_prichina
            [~CODE] => pochemu_v_rossii_rastut_tseny_na_benzin_glavnaya_prichina
            [EXTERNAL_ID] => 14823
            [~EXTERNAL_ID] => 14823
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 2
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 2
            [IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [~IBLOCK_TYPE_ID] => articles
            [IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_CODE] => redsign_media_news_s1
            [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => redsign_media_news_s1
            [LID] => s1
            [~LID] => s1
        )

    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [MODULES] => Array
        (
            [iblock] => 1
            [blog] => 1
        )

    [BLOG_DATA] => Array
        (
            [BLOG_URL] => comments
            [BLOG_ID] => 1
            [BLOG_POST_ID_PROP] => 5
            [BLOG_COMMENTS_COUNT_PROP] => 8
            [BLOG_POST_ID] => 14884
            [IBLOCK_SITES] => Array
                (
                    [0] => s1
                )

        )

    [COMMENT_ID] => 14884
    [URL_TO_COMMENT] => https://stribuna.ru/articles/economics/pochemu_v_rossii_rastut_tseny_na_benzin_glavnaya_prichina/
    [BLOG_AJAX_PARAMS] => Array
        (
            [IBLOCK_ID] => 1
            [ELEMENT_ID] => 14823
            [URL_TO_COMMENT] => 
            [WIDTH] => 0
            [COMMENTS_COUNT] => 5
            [BLOG_USE] => Y
            [BLOG_FROM_AJAX] => Y
            [FB_USE] => N
            [VK_USE] => N
            [BLOG_TITLE] => 
            [BLOG_URL] => comments
            [PATH_TO_SMILE] => 
            [EMAIL_NOTIFY] => Y
            [AJAX_POST] => Y
            [SHOW_SPAM] => Y
            [SHOW_RATING] => N
            [RATING_TYPE] => 
            [CACHE_TYPE] => N
            [CACHE_TIME] => 0
            [CACHE_GROUPS] => Y
            [TEMPLATE_THEME] => 
            [SHOW_DEACTIVATED] => N
            [CHECK_DATES] => Y
            [USER_CONSENT] => Y
            [USER_CONSENT_ID] => 1
        )

)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
86.55 94.38
: 45 25 июля 2024

онлайн подписка