В Югре уже много лет развивают этнические туры. Но они все же больше для неместных, кому хантыйский колорит в диковинку. А нашим современный вариант отдыха подавай, что-то поактуальнее, помоднее. Например, глэмпинг. Это турпоход, только с благами цивилизации. Чтоб жить в лесу, но не в палатке, а в уютном домике с чистой водой, санузлом и желательно интернетом. Или интерактивные музеи под открытым небом. Чтоб, как в Москве или Питере. Не хуже!
Что по этому поводу думают в правительстве Югры? Молодится ли местный туризм? Обо всех новых подходах к развитию отрасли в регионе рассказал директор департамента промышленности Югры Кирилл Зайцев. Он побывал в Сургутском районе и, конечно, оценил проект Барсовой горы. Он как раз про актуальные подходы к созданию объекта, привлекательного для туриста.
Барсова гора идет в гору?
– Кирилл Сергеевич, Сургутский район сейчас активно взялся за Барсову гору. Что думает по этому поводу окружное правительство? Есть будущее у проекта?
– Департамент промышленности Югры разрабатывал план перспективных для туризма территорий, выделили шесть. Недавно у нас работали федеральные консультанты, перед ними стояла задача выяснить, какой проект в округе может стать федерального уровня. Барсова гора, по экспертному мнению, имеет самые большие шансы. Если реализовать все задумки, которые мы наметили на объекте, то она может конкурировать с проектом «Зарядье» в Москве.
– Звучит перспективно, но что для этого нужно сделать?
– В первую очередь, этот проект должен стать коммерчески эффективным. Представлять не только музейную составляющую. Нужно, чтобы территория была привлекательная для бизнеса. Чтобы появился инвестор, который бы видел в этом проекте выгоду. Готов был вкладываться. Очень важно, чтобы проект был комплексный и многофункциональный. Совмещал в себе природу, археологию и активный досуг.
– Готовы власти помогать финансово Сургутскому району реализовывать проект?
Если в этом проекте появится предприниматель, который увидит свою выгоду и просчитает все экономические эффекты, то, естественно, правительство округа готово его поддержать. У нас есть грантовые программы, субсидии. Специально для подобных идей существе конкурс инициативных проектов, запущен механизм инвестиционного бюджетирования.
Отдыхать не работать
– Традиционный туризм – музеи, этнотуры - у нас давно развивается. А что с современными новыми направлениями отрасли? Например, глэмпинг сейчас супер востребованный...
– Глэмпинг, действительно, очень перспективное направление. Ростуризм сейчас большое внимание уделят именно созданию таких некапитальных объектов. У них срок реализации короткий, не капстроительства, а значит не требуется разрешительной документации. И самое интересное, что эти объекты можно размещать на особо охраняемых природных территориях. Например, у нас это Приполярный Урал, заповедники. Буквально на днях заканчивается прием заявок на федеральный конкурс, и мы планируем подать проект по строительству глэмпинга в Ханты-Мансийске.
– Многие хотели бы открыть свое уютное местечко для отдыха, но побаиваются. На какие «плюшки» могут рассчитывать бизнесмены? О каких суммах идет речь, когда мы говорим о грантах?
– На федеральном уровне грант доходит до 10 млн рубелей. Предполагается софинансирвоание из регионального бюджета. Но инициатор проекта должен вложить в свое детище не менее 50 процентов от общей стоимости. Есть и другие меры поддержки, которые предложил ввести департамент промышленности Югры. Создаем новую программу экономической поддержки, ее предстоит рассмотреть в правительстве. Ведем консультации по этой программе. В ней предусматриваем поднять гранты до 80 процентов от общей суммы проекта.
– Как узнать о мерах поддержки и грамотно заполнить все документы, оформить проект? Куда за помощью обращаться?
– В нашем регионе создан центр компетенций в сфере туризма. Он работает на базе Фонда развития Югры. Это специализированная организация по работе с инвесторами. Выступает медийным окном, направляет и сопровождает все проекты. Можно обращаться как в Фонд развития Югры, так и в управления туризма Департамента промышленности.
– Как муниципалитетам Югры привлекать турбизнес на свои территории, если предприниматели не всегда видят выгоду?
– Должна быть комплексная планомерная работа. Первое – большое направление, связанное с продвижением округа и его туристических возможностей. Это участие в международных выставках, работа с федеральными СМИ, туроператорами. Аккредитация брендовых маршрутов Югры, чтобы федеральные туроператоры продавали к нам пакетные туры. Второе – повышение качества наших туристических услуг. Тут как раз мы идем навстречу предпринимателям и предлагаем субсидии, гранты, сопровождение на федеральный уровень по конкурсам Ростуризма.
Поход для школьников
– На уровне округа уже не раз озвучивалась идея создания школьных туров. Как сейчас с этим дела?
– Да, мы занимаемся развитием туров для школьников Югры. Это будут социальные сертификаты. Родители фактически смогут выбрать тот тур, который заинтересует ребенка – на один день или несколько. Параллельно уже ведем большую работу с подготовкой этих маршрутов, составляем требования к организациям, которые будут выполнять этот проект. Два оператора включились в эту работу.
Федеральная программа детского туризма подразумевает работу в летний период. Но у нас северный регион, и многие школьники на летние каникулы отправляются к морю, в регионы с более благоприятным климатом. Поэтому мы решили запустить проект с сентября, чтобы на осенних каникулах можно было воспользоваться социальным сертификатом школьника.