В масштабном мероприятии, попасть на которое не так и просто, приняла участие начальник отдела маркетинга и гастрольных проектов дворца искусств «Нефтяник» Ирина Засмолина. Об интересных спикерах, новых практиках и полученном опыте, который хочется внедрять в свою работу, она поделилась с корреспондентом «Сургутской трибуны».
Две мечты совпали
– Ирина, чем привлекателен этот фестиваль и для какой аудитории проводится?
– В нем принимают участие все, кто имеет отношение к сфере культуры, к управлению, менеджменту, маркетингу, а также представители творческих профессий. В этот раз, например, на фестивале была программа по двум направлениям: деловая – для менеджеров, кто занимается продвижением, продажами, реализацией проектов и т. д. И параллельно – для режиссеров, актеров: творческие студии, мастер-классы, творческие лаборатории, тренинги. Мероприятие получилось достаточно масштабное.
– Тысячи заявок и всего около ста участников. Сложно было попасть в число избранных?
– Нужно заполнить анкету, где, кроме указания обычных анкетных данных, нужно представить себя, рассказать о своих достижениях. Отбирают заявки на конкурсной основе. Когда заполняешь анкету, то пишешь о реальных проектах в твоих направлениях работы, на что ты ориентируешься, твоя миссия, твои ценности, чего ты добился, то есть результаты работы. Я писала про выставочную деятельность во дворце искусств «Нефтяник», про реализованные гастрольные проекты, про свои направления работы. В общем, о том, что было сделано за мои 22 года стажа работы.
– Приглашение было неожиданным и, я так понимаю, очень приятным?
– Очень. После заполнения анкеты проходит какое-то время, оргкомитет фестиваля рассматривает эту анкету и заявку, и, если человек прошел отбор, присылают на почту письмо, что заявка одобрена. Я открыла почту в четыре часа утра, прочитала приглашение и очень взволновалась. Я несколько раз пыталась подать заявку на этот фестиваль, но каждый раз мне отвечали, что набор участников завершен, потому что в нашей профессиональной среде это очень крупное и крутое мероприятие. Поэтому, когда мне одобрили заявку, я была просто на седьмом небе от счастья.
У меня сразу исполнились две мечты. Я и на фестиваль попала, потому что мне это было очень важно в профессиональном плане, и во Владивосток. Я давно мечтала побывать в этом городе. И так все прекрасно совпало.
Нужно работать с детьми
– В программе фестиваля был акцент на лучших практиках по работе с молодежью. Что интересного для себя в этом направлении вы вынесли?
– Презентаций было очень много, спикерами были представители молодежных театров, и каждый рассказывал конкретно свои практики. Меня очень впечатлила фраза главного режиссера Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Анатолия Шульева. Он сказал, что обязательно нужно работать с детьми, потому что если на карту сознания человека занесен театр, то он сначала привыкает, у него формируется привычка похода в театр, а потом появляется и потребность. В таком случае уже позже молодые люди сами приходят в театр. Этому еще способствует появление «Пушкинской карты», потому что молодежь не всегда может позволить себе купить билеты, все же театр – довольно дорогое развлечение. Но вот если эта традиция посещать культурные учреждения не сформирована в семье, очень сложно будет привлечь в театр.
Это, действительно, так. Мы сейчас сталкиваемся с тем, что детей сложно привлечь в учреждения культуры. Их родители родились в 90-е годы, понятно, что тогда было не до культуры. И вот сейчас мы пожинаем эти плоды. Если родители не нанесут на карту сознания ребенка театр и вообще учреждения культуры, то потом ситуацию сложно исправить. Все идет из семьи, вся ответственность на родителях.
На фестивале были интересные и четко направленные презентации. Например, театр «Шалом» из Москвы, где сложилась целевая аудитория молодых обеспеченных людей – понятно, в основном какой национальности. Они рассказывали о том, сколько они проектов реализуют, как это привлекает зрителей. Когда в еврейский театр начали приходить зрители иных вероисповеданий и национальностей – это, конечно, было открытием для них самих.
Очень хороший опыт у Российского академического молодежного театра в Москве. У них уже накоплен целый методический материал по работе с детьми, с юными зрителями, которым они тоже с удовольствием делятся.
Полезный опыт
– Уже есть какие-то планы, которые хочется внедрить в свою работу?
– Я ответственная за направление маркетинга, поэтому меня в первую очередь впечатлил опыт государственных театров по внедрению новых билетных систем, которые дают возможность приобретения билетов и ввести систему бонусов. Интересен опыт проведения фестиваля во дворце искусств, различные сервисы для зрителей. Я еще почерпнула очень много полезного в части проведения выставок и организации специальных проектов, инсталляций, новых гастрольных проектов.
Вообще, когда ты едешь на такое мероприятие, где много спикеров с конкретными результатами, причем как в государственных, так и частных учреждениях, ты в прямом смысле открываешь, расширяешь для себя и даже выходишь за границы своего информационно-культурного поля, ты видишь то, что находится за твоим привычным миром. Твой ресурс может вырабатываться, а если он не будет пополняться – то все, заводится плесень. А так не должно быть, всегда должно быть движение, стоячая вода начинает зацветать. Поэтому нам нельзя такого допускать, нам надо работать с молодежью, придумывать новые форматы и двигаться вперед.
Нужно формировать аудиторию, на карту сознания которой нанесена культура, и тогда традиция посещать учреждения культуры станет нормой. Это, кстати, очень ярко сделано в Тюмени, где в театральный сезон билеты на все спектакли раскуплены, для них это нормально – ходить в филармонию каждые выходные. У нас тоже есть такая традиция, но хотелось бы, чтобы она масштабировалась.
– А город-то удалось посмотреть?
– Честно скажу, хотелось бы, конечно, чуть больше свободного времени, потому что у нас программа начиналась в 10 часов и заканчивалась только в 19 часов вечера. Я только успела посмотреть ночной Владивосток во время экскурсии и все-таки смогла найти время на остров Русский. Конечно, красота нереальная, ни одна камера не передаст.